Российская исследовательская группа заявила о наибольшем доверии граждан России к федеральным телеканалам.

Подавляющее большинство населения Российской Федерации не доверяет отечественным средствам массовой информации, о чем свидетельствуют результаты исследования группы ЦИРКОН, изучившей мнения людей на идеальный образ современного журналиста. Анализ был проведен совместно с фондом «Медиастандарт» и Комитетом гражданских инициатив. Так, сообщается, что наиболее уважаемым источником информации россияне по-прежнему считают государственное телевидение. По версии экспертов исследовательской организации именно федеральная «кнопка» существенно лидирует по популярности среди ряда СМИ, в том числе, печатных и интернет-изданий.  При этом порядка 11 процентов респондентов убеждены, что федеральное телевидение и прочие СМИ должны активно вести пропаганду среди населения.

Специалисты российской исследовательской группы ЦИРКОН отмечают, что в целом население страны настороженно относится к производимой средствами массовой информации продукции. В частности, из более полутора тысяч опрошенных граждан только около 33 процентов респондентов отметили, что верят телевизионным, радио новостям, а также сведениям из газет и интернета «по привычке». 58 процентов, напротив, с данным тезисом не соглашаются, еще около 9 процентов затруднились с ответом. В то же время почти 45% респондентов признались, что во время просмотра и чтения новостей испытывают неприятные ощущения, что журналисты СМИ их «нагло обманывают», «недоговаривают правду» или «пытаются навязать субъективную точку зрения». Исходя из этого порядка 35%  опрошенных граждан, проявляют больше интереса сведениям, полученных от близких людей, друзей и знакомых.

1469205444_1

Одним из самых популярных способов получения информации россияне называют телевидение – в пользу «голубого экрана» высказались порядка 63 процентов респондентов. Около 73 процентов опрошенных предпочитают смотреть именно новости, различные общественно-политические ток-шоу, а также научно-популярные передачи, художественные фильмы и сериалы.

Эксперты особо подчеркивают, что уровень доверия к федеральным телеканалам составляет примерно 63 процента из числа опрошенных россиян. При этом в данном контексте никаких противоречий не возникает, поскольку каждый из людей является зрителем разных информационных потоков. Например, аудитория «Первого канала» может быть полностью убеждена в том, что выбранный ею телеканал говорит правду и демонстрирует истину. А постоянные зрители того же канала «Дождь» или слушатели «Эха Москвы» наоборот могут полагать, что «чужие» каналы врут или что-то недоговаривают населению.

Авторы исследования также отмечают, что всего около 16 процентов респондентов доверяют новостям публикуемых в печатных средствах массовой информации, а регулярно читают печатные СМИ порядка 43 процентов. Новости из интернет-изданий черпают 60 процентов опрошенных, но предпочитают им доверять только 44 процента. Эксперты ЦИРКОН подбивали сведения по потребителям информационного контента в интернет-изданиях, в агрегаторах, в социальных сетях, а также в каналах на YouTubeи в Telegram.

YouTube-New-3

Фото: AKKet

Интервьюеры исследовательской организации также отмечали разницу между возрастным контингентом, когда речь идет об источниках получения новостей, которые пользуются большим доверием. Так, молодые люди от 18 до 25 лет традиционно в меньшей степени верят информации, поступающей из телевизионных новостей. Взамен телевидению молодежь предпочитает черпать необходимую информацию в интернете. В частности, «Яндекс. Новостям» доверяют почти 33 процента опрошенных молодых россиян  (средний показатель составляет порядка 17 процентов), сведениям из социальных сетей доверяют около 26 процентов (средний показатель – 15 процентов), материалам YouTube –31 процент, а каналам Telegram 12 процентов.

Эксперты ЦИРКОН подчеркивают, что население России ждет от средств массовой информации более объективной подачи материала (порядка 65 процентов опрошенных), их глубокого анализа (43 процента), более жесткой критики в адрес властей (33 процента). По мнению респондентов меньше всего современные журналисты должны вести пропаганду и навязывать людям свою точку зрения (11 процентов). По версии авторов проведенного исследования наиболее авторитетными телевизионными журналистами в России остаются Владимир Соловьев и Андрей Малахов. В области интернет-изданий самый большой процент голосов респонденты отдали Юрию Дудю.

В частности, высокий рейтинг господина Соловьева эксперты объясняют тем, что он уже много лет бессменно заправляет большим политическим ток-шоу. По словам заведующего кафедрой новейших масс-медиа факультета журналистики МГУ Ивана Засурского несмотря на то, что на его эфирах приглашенные гости постоянно эмоционально спорят, громко кричат или дерутся, именно такой «живой» формат передачи людям и нравится. А вот пропаганду зрители чаще замечают в однотонных новостных передачах, где ведущие однотипно читают не всегда профессиональный текст с суфлера, заключает эксперт.

Олег Струков