Мы склонны предполагать, что наш интеллект – просто вопрос природы и образования.
Но знаменитый психолог Джеймс Флинн рассказал BBC с чем связан тот или иной уровень IQ, и означает ли хороший результат теста, что сдавший его человек умен.
Поводом для встречи журналиста BBC с профессором новозеландского университета Отаго стала его новая книга «Делает ли Ваша семья Вас умнее?». В ней говорится о том, что влияет на развитие человеческого интеллекта.
В числе прочего, Флинн в книге упоминает о феномене повышения интеллекта людей, живущих на планете. Это явление сейчас получило название «эффекта Флинна». Оно является характерным для представителей всех национальностей, ныне живущих на планете.
«Я думал, почему психологи не танцуют на улице от такой новости? Что, черт возьми, происходит?» Ведь эти улучшения совсем не маленькие. Например, голландцы с 1934 по 1964 год увеличили свой интеллект на 20 пунктов. Эти данные были прямо под носом у тех, кто управлял проведением тестов, но они не замечали их», – говорит Флинн.
Как сумел понять журналист BBC из рассказа Джеймса Флинна, психологи давно знали о том, что наши гены играют роль развитии нашего интеллекта, и что это влияние по мере взросления каждого человека только увеличивается. В детском саду гены играют относительно небольшое значение, гораздо больше умственное развитие зависит от того говорят ли Ваши родители с Вами, читают ли Вам, обучают ли счету и так далее. Исследования показывают, что различие в уровне интеллекта среди дошкольников лишь на 20% обусловлены генетическим фактором.
По мере взросления и приобретения самостоятельности, влияние родителей снижается (хотя все равно остается значимым, ведь именно они формируют благоприятные для развития подростка семейные традиции, составляют домашнюю библиотеку и так далее). Развитие мозга теперь во многом зависит от школы, которая на основе Вашего генетического потенциала формирует Ваш интеллект.
Генетический потенциал помогает выбирать для себя дополнительные занятия: времяпрепровождение в книжном клубе, факультатив по математике или что-нибудь еще, способствующее повышению интеллекта.
Случайные, не обусловленные сознательным выбором, факторы также могут оказать влияние на интеллект. Так, внезапная потеря работы или личная трагедия могут снизить IQ. Но, тем не менее, 80% Вашего интеллекта зависят именно от генов. Именно они обуславливают разницу между Вами и другим человеком.
Однако рост интеллекта всего человечества связан не только с генетикой. Флинн и его коллега Уильям Диккенс выдвинули гипотезу, что изменения в интеллекте связаны с ростом требований общества к умственным способностям человека.
Уровень интеллекта складывается из множества характеристик, таких как словарный запас, пространственное мышление, способность к категоризации и так далее. И даже при том, что мы не обучены во всех этих навыках явно, наше образование, тем не менее, осуществляет более абстрактный способ видеть мир, который мог помочь нам с той задачей.
Уроки начальной школы, которые учат нас законам существования мира, правилам логики, во многом определяют наши будущие результаты тестов на IQ. Чем больше детей просят рассмотреть мир через эти “научные очки”, больше они выигрывают.
«Общество требует от людей все больше, и люди должны соответствовать этим требованиям», – считает Флинн.
В качестве примера того, как человек приспособился к изменившимся требованиям, Флинн называет овладение современными гаджетами и устройствами, запоминание когда-то незнакомых горожанам дорожных знаков, карт метро и так далее.
Однако современному поколению, людям 2000-х, как считает Флинн, есть чему поучиться у старших товарищей. Так, психолог уверен, что для лучшего понимания нынешней политической ситуации, молодым людям хорошо было бы чаще обращаться к качественной художественной и исторической литературе.
«Не подумайте, что я брюзжу, но больше всего меня беспокоит то, что молодые люди вроде вас читают гораздо меньше исторических книг и предпочитают гораздо менее серьезную художественную литературу, чем предыдущие поколения», – сказал профессор.
Оригинал материала:http://www.bbc.com/future/story/20160929-our-iqs-have-never-been-higher-but-it-hasnt-made-us-smart