Исковерканная правда и откровенная ложь с высоких трибун превращаются в невозбраняемый механизм воздействия на массы.
Ярким представителем руководителя “нового поколения”, привнесшим свежие веяния в политику современности, стал президент Украины Петр Порошенко, практически ежедневно уличаемый в откровенной лжи. Очередным фактом лицемерного вранья стало выступление главы украинского государства перед сотрудниками авиаконцерна “Антонов”, в 2015 году лишившегося привычной финансовой поддержки со стороны Российской Федерации. Чтобы поднять дух лишенных прежних высоких зарплат работников предприятия, Порошенко “порадовал” трудоустроенных на авиазаводе украинцев информацией о том, насколько символичной оказалась встреча прилетевшего 15 мая в Австралию грузового лайнера Ан-225 “Мрия”. По словам главы крупного государства Европы, насчитывающего около 40 млн человек населения, “украинский самолет встречали десятки тысяч человек, размахивающих желто-голубыми флагами со словами “Украина” на устах”.
Чтобы оценить уровень лицемерия и градус откровенной лжи, пусть и произнесенной во благо, достаточно просмотреть кадры произошедшего в середине мая в австралийском аэропорту события. Согласно сообщениям западных информационных агентств, “российский самолет встречали от 40 до 50 тысяч человек, прибывших посмотреть на самое большое грузовое воздушное судно в мире”. Комментируя нетривиальное для островного государства событие, австралийские, европейские и американские репортеры рассказали и об истории создания “Мрии”. Разработанный советскими конструкторами в конце прошлого века, Ан-225 достигает в длину 84 метров, что на 14 метров длиннее, чем пассажирский лайнер французского авиаконцерна Boeing 747. Ключевой особенностью “Мрии” является способность перевозить воздушным путем габаритные грузы, достигающие в массе 250 тонн. Обсуждаемый рейс из Украины в Австралию стал первым коммерческим перелетом в омываемое Тихим и Индийским океанами государство самого большого в мире грузового авиалайнера, доставившего в пункт назначения произведенный в Чехии электрогенератор массой 135 тонн.
Ни одно из новостных агентств на Западе не упомянуло “украинские корни” Ан-225, в противовес этому рассказав о реальной истории разработки и постройки легендарного самолета, которая началась в Советском союзе. Географически оказавшееся за пределами современной Российской Федерации Конструкторское бюро имени “Антонова” получило в наследство технические чертежи “Мрии”, что не превратило грузовой лайнер в украинский. Это не помешало президенту Незалежной озвучить лживую информацию о якобы “незабываемой встрече Ан-225 в Австралии”, где якобы каждый из 40-50 тысяч пришедших ко взлетно-посадочной полосе обывателей “нес украинский флаг”. Как видно из телерепортажей западных телеканалов, единственными “носителями сине-желтого стяга” стали сопровождавшие посла Украины в Австралии сотрудники диппредставительства, которых на встрече удалось насчитать не больше десятка человек. Столь громкое и лживое заявление руководителя целого государства могло обеспечить заложенный в речь эффект только в условиях отсутствия технических возможностей оперативно получать информацию о происходящем за многие тысячи километров, однако сегодня сеть Интернет доступна практически в каждом уголке планеты.
Ложь – инструмент политики
Почему современные политические лидеры используют ложь без стеснения, игнорируя призывы воздержаться от искажения фактов в угоду собственным интересам? Ответ на этот вопрос кроется в механизме защиты сотрудников государственных учреждений и, в первую очередь, глав ведомств и лидеров государств. Каждый высший чиновник обладает иммунитетом, исключающим возможность оказаться на скамье подсудимых за оглашение заведомо ложной информации, что и обеспечивает политикам безупречное “алиби”. Единственный аргумент отказывающихся выслушивать ложь обывателей – избирательный голос гражданина, который удастся использовать только по окончании срока полномочий лжеца. Иными словами, воздействовать на изливающих с высоких трибун лживые заявления политиков общественность или представители правозащитных организаций попросту не в состоянии, что многократно доказано громкими скандалами.
Например, связанным с публикацией документов панамской юридической фирмы, где содержались сведения об офшорах известных политических деятелей и даже глав государств, включая упомянутого выше украинского президента Порошенко. Британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону пришлось публично извиняться за собственную ложь после признания в приобретении акций офшорной компании. До этого премьер-министр Великобритании всячески отрицал обладание активами в офшорах, что поставило бы черное пятно на и так не слишком чистой репутации чиновника. Теперь рейтинг Кэмерона в Великобритании даже ниже такового у лидера лейбористов Джереми Корбина, уличенного в уклонении от уплаты налогов. Только политический рейтинг и доверие народа остаются единственными механизмами воздействия на “политических лжецов”. Однако применять такой механизм эффективно удается только в по-настоящему демократических странах, к каковым Украину сегодня вряд ли можно отнести.
Авторитарная демократия – лучшая защита
Актуальные на Украине президентский авторитаризм и возведенная в абсолют защита интересов действующего режима путем перестановок в высших правительственных кабинетах для установления выгодной власти – главный защитный механизм, предупреждающий любые попытки уличить президента во лжи. Фактически действующая на территории Украины авторитарная демократия становится защитной оболочкой для сегодняшнего главы Незалежной, продолжающего использовать ложь для поднятия патриотического настроя граждан. В этом стремлении лидер страны использует все доступные методы “оболванивания” собственных избирателей, включая принадлежащий Порошенко телеканал. Чтобы избежать недоразумений и скандалов, интервью у президента Украины вправе взять очень узкий круг “близких к президентской администрации журналистов”, предпочитающих обходить стороной острые вопросы и темы.
В частности, связанные с невыполненными обещаниями Порошенко, еще до заступления на президентскую должность пообещавшего “сразу после присяги продать все свои бизнес-активы”. Единственное, что сделал новый лидер Украины после вступления в должность – перевел активы в офшорную юрисдикцию, в чем был уличен после обнародования скандального “Панамского досье”. Однако новости об офшорах Порошенко очень быстро ушли из топа украинских новостных агентств, будучи смещенными более актуальной информацией, в последние дни касающейся только двух “горячих” тем – возвращения Надежды Савченко на родину и победы Джамалы на Евровидении. И то, и другое стали ключевыми в выступлении президента перед сотрудниками КБ “Антонов”, где высший государственный чиновник не забыл упомянуть и о необходимости скорейшего возвращения Крыма “домой”. Какие выгоды или пользу принесла эта информация работникам предприятия, остается только догадываться, а вот поверили ли “антоновцы” прозвучавшей во благо лжи о “десятках тысяч австралийцев с украинскими флагами”, остается пока только догадываться.