Информацию о внесении соответствующих изменений в транспортное законодательство США организацией NHTSA сообщило читателем информационное агентство Reuters.
Согласно публикации, в рамках формирования законодательной базы перед массовым появлением на дорогах Соединенных Штатов Америки самоуправляемых автомобилей власти приравняли автопилот в правах к человеку, сидящему за рулем транспортного средства. Таким образом, ответственность за создание опасной ситуации на автодороге, включая провоцирование дорожно-транспортного происшествия, ляжет на обезличенный “автомат” – функцию автоматического пилотирования машины. Дальнейшим развитием уже сформированной базы законов станет внесение определения автоматизированного комплекса по управлению автотранспортными средствами без участия “живого” водителя. Завершить подготовку законодательного базиса для масштабного внедрения лишенных органов управления машин в транспортную систему страны американцы рассчитывают до 2018 года.
Сообщается, что автопилот в самоуправляемом авто приравняли к человеку, однако требование о наличии органов управления автомобилем остается актуальным. Это лишает корпорацию Google возможности начать серийное производство и продажу собственных автономных машин, где полностью отсутствует водительское место. Единственными органами управления в Google-мобиле станут кнопка “Старт/Стоп” и сенсорный дисплей встроенного компьютерного комплекса, с помощью которого пассажирам предстоит выбирать пункт назначения или вносить корректировки в маршрут передвижения. В автоматическом режиме машина самостоятельно выберет путь, по которому пассажиров доставят к указанной точке, учитывая данные дорожной службы о расположенных впереди пробках и заторах.
Стоит учесть, что приравнивание живого водителя с функцией автопилота не лишает владельца самоуправляемого автомобиля ответственности за последствия аварии на дороге. Если в результате судебного расследования будет установлено, что виновником ДТП стало программное обеспечение автопилота, вина за последствия дорожно-транспортного происшествия ляжет на плечи разработчиков ПО и производителя машины. В случае нарушения правил эксплуатации самоуправляемого транспортного средства автовладельцем ответственность за причиненный ущерб понесет хозяин автомобиля. Как будут обстоять дела на практике, удастся узнать только после запуска автономных автомашин в серию, к чему сегодня готовятся сразу несколько крупнейших автопроизводителей. Испытания беспилотных авто проводятся на полигонах штата Калифорния, США.
Артем Сорокин