Пятница, 27 января, 2023 | USD: 69,13 EUR: 75,33

В обход России

Как Турция намерена поставлять в Европу среднеазиатский газ.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган планирует поставлять туркменский газ в Европу в обход России: доставлять его в танкерах в Азербайджан через Каспийское море с дальнейшей транспортировкой через сеть трубопроводов Южного газового коридора в Турцию, откуда топливо распределят по европейским газопроводам. Такие проекты существовали и ранее, но после начала специальной военной операции (СВО) на Украине и принципиального намерения Европы отказаться от российского газа на этот маршрут стали обращать больше внимания.

Запад всегда был заинтересован в том, чтобы дать бывшим советским республикам Прикаспийского региона возможность обходить Россию (вплоть до середины нулевых годов они продавали свой газ через российскую газотранспортную сеть). Во-первых, чтобы лишить её части доходов, а заодно геополитического влияния на постсоветские страны, во-вторых, чтобы Европе меньше зависеть от российских поставок, которые были практически безальтернативными.

В 2004–2006 годах был построен Южно-Кавказский газопровод (Баку – Тбилиси – Эрзурум). Параллельно с ним появился проект «Набукко», который по задумке должен был доставлять голубое топливо из Азербайджана, Туркменистана, а также Ирана, Ирака и Египта (через Сирию) через Турцию в Европу, обеспечив до 10 процентов её потребностей.


Идею начали разрабатывать в феврале 2002 года, и главные лоббисты проекта – англосаксы – не скрывали его политической антироссийской направленности.


Реализация «Набукко» застопорилась: соглашение о строительстве объекта подписали лишь в 2009-м, а уже в 2013-м объявили о его закрытии.

Среди причин провала – шантаж Турцией Евросоюза по поводу переговоров о вступлении в него Анкары, разногласия по маршруту трубопровода из-за неурегулированных армяно-азербайджанских и грузино-осетинских конфликтов, стремительно накаляющаяся ситуация на Ближнем Востоке, которая отсекла от него Иран, Ирак и Сирию. Россия тоже не сидела сложа руки: в 2009-м, спустя три недели после подписания в турецкой столице соглашения о строительстве «Набукко», тогдашние премьеры двух стран – Владимир Путин и Реджеп Эрдоган – подписали в Анкаре договор о прокладке в турецких водах «Южного потока».

Но главная причина закрытия «Набукко» кроется в его нерентабельности. В Европе тогда сочли, что покупать российский газ дешевле и проще, тем более что Москва предложила не только «Южный поток», но и «Северный».


Всё изменили события на Украине в 2014 году, когда «Южный поток» оказался торпедирован Болгарией.


Турция давно вынашивала идею создания газового хаба. Ещё в 2011-м Анкара анонсировала собственный проект TANAP, который соединил бы в единую магистраль TAP и Южно-Кавказский газопровод. По сути, это был всё тот же маршрут «Набукко», только без транскаспийского участка и ответвления в сторону Ирана, Ирака и Сирии.

Возможность прокладки трубы через Каспийское море для присоединения к схеме Туркменистана очень долго не могла реализоваться. Сначала между Баку и Ашхабадом с первых лет независимости шли споры за месторождения Каспия. Но в прошлом году при посредничестве Турции страны договорились о совместной разработке нефтегазового месторождения Достлуг (Дружба), так что спор можно считать исчерпанным. Вторая и, пожалуй, главная причина – нерентабельность проекта. Но после февраля 2024 года Европа взяла курс на полный отказ от российского топлива, поэтому денежный вопрос был снят.

Однако осталось третье и пока непреодолимое препятствие. Долгие годы прокладывать трубы по дну Каспия мешала неурегулированность статуса акватории. В 2018-м была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая закрыла этот пробел. Но, согласно документу, прокладывать трубы можно только с согласия всех сторон, то есть без подписей России и Ирана сделать это невозможно.

Кому-то может показаться выходом возить туркменский газ танкерами, как предлагает Эрдоган. Но для этого газ нужно сжижать, потом разжижать, поэтому у стороны-отправителя и у стороны-приёмщика должны быть соответствующие терминалы, а их нет. Европа пока не может решить вопрос с получением сжиженного природного газа из Катара по той же причине – отсутствие нужного количества терминалов для приёмки.


Если в теории представить себе, что поставки по турецкому маршруту возможны, то на реализацию такого проекта уйдёт лет 10, которых у Европы просто нет.


Ещё одна деталь: в середине прошлого десятилетия Туркмения полностью сменила экспортную зависимость от России на зависимость от Китая, который является не только ключевым покупателем, но и разработчиком туркменских месторождений. Можно предположить, что без разрешения Пекина Ашхабад не осмелится менять основные экспортные маршруты.

То, что ЕС не сможет воспользоваться услугами других поставщиков, не изменит позицию Европы по российскому газу. Даже если Китай будет наращивать импорт, он наверняка воспользуется ситуацией и не начнёт сбивать цену, так что финансовые потери для России неминуемы. Кроме того, переориентация экспорта углеводородов на Восток явно не означает роста геополитического влияния РФ в регионе. На этом фоне вызывает тревогу тот факт, что Казахстан и Узбекистан отказались от российского предложения создать «тройственный газовый союз». Цели этого союза не совсем ясны, скорее всего, речь идёт о координации азиатских поставок и использовании Россией среднеазиатских трубопроводов для наращивания экспорта в Китай. Но России в этом было отказано.

Впрочем, снижение влияния России в Средней Азии – отдельный болезненный вопрос, решение которого будет полностью зависеть от результатов СВО на Украине.

Фото: pixabay.com

Дмитрий Родионов

“Октагон”

<
Итальянский коррупционный след в Европарламенте

Итальянский коррупционный след в Европарламенте

В Европарламенте назревает небывалый коррупционный скандал

>
Оценочное обсуждение

Оценочное обсуждение

Иностранным авиакомпаниям хотят ужесточить допуск в РФ

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru