Четверг, 22 февраля, 2024 | USD: 92,35 EUR: 99,56

Получите – расплатитесь

Затянувшаяся пандемия коронавируса проверяет на прочность не только организмы, но и кошельки россиян.

Многим стало не по карману покрывать свои кредитные обязательства. Данные БКИ указывают на то, что за каждым четвертым заемщиком в первом квартале числится просрочка по потребительским кредитам, по микрозаймам — за каждым третьим. Банки и МФО решили обернуть такую ситуацию в свою пользу и заработать, пишут «Известия».

Центробанк распространил информационное письмо, в котором рассказал о выявленных недобросовестных практиках кредитных организаций, начисляющих проблемному должнику не только неустойку в виде штрафа или пени, но и другие платежи, о которых в договоре нет ни слова. Это является нарушением закона о потребительском кредите (займе).

Данные средства финучреждения взимают как разово, так и периодически, сказано в сообщении регулятора. В результате выходит, что пользователю кредита приходится погашать сумму, превышающую принятые законом ограничения. Если говорить о кредитах от года, то размер неустойки за каждый день просрочки рассчитывается по конкретной формуле, прописанной в законодательстве, и касается только суммы просроченного долга и процентов, а не всей оставшейся суммы кредита или займа, обращают внимание в ЦБ.

Регулятору известно о ситуациях, когда платеж или комиссию взимали за сам факт существования просрочки, за что начислялась еще и неустойка в размере 20% годовых. Бывало и так, что базой для начисления неустойки кредитная организация назначала не сумму просрочки, а сумму совокупной задолженности. Кроме того, ряд кредиторов наращивал проценты за неоплату очередного платежа, одновременно начисляя неустойку.

Помимо этого, клиенты жаловались правозащитникам на комиссии, не прописанные в индивидуальных условиях договора. Они начислялись за «снижение качества кредита» либо за то, что банкам приходилось обслуживать проблемную задолженность. Также некоторые финучреждения внезапно вводят допплатежи по страхованию рисков заемщика, что в договоре не указано.

Центробанк акцентирует внимание на недопустимости использования кредиторами недобросовестных практик, которые грозят нарушениями прав пользователей займами. По мнению экспертов, применение банками, МФО и другими организациями подобных уловок является тревожным сигналом. По словам руководителя проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, такая ситуация стала возможной по причине финансовой и юридической неграмотности населения, стресса, сопутствующих долгов, и сложившейся судебной практики. Банкиры всем этим пользуются и берут дополнительные деньги с людей, не утруждаясь даже подробными объяснениями, а кивая на некие «внутренние правила», пояснила Лазарева.

Как подчеркивает заведующая кафедрой экономической теории РЭУ имени Плеханова Ирина Комарова, любой платеж, непредусмотренный условиями договора, является незаконным, так что кредитор не имеет никакого права претендовать на оплату дополнительных счетов. Если же клиент сталкивается с тем, что кредитная организация, которой он задолжал денег, увеличивает штрафные санкции, ему стоит побороться за свои права. Эксперты озвучивают несколько вариантов плана действий.

Ирина Комарова предлагает, не теряя времени обратиться в банк или же к другому кредитору, ссудившему гражданину требуемую сумму. Если финучреждения отказываются от рассмотрения претензии своего клиента, нужно сразу же идти с заявлением в суд.

Есть и другой способ, который может помочь разрешить проблему, не доводя дело до суда, рассказали у регулятора. Если человек считает, что сложилась ситуация, при которой нарушаются его права как потребителя, и он имеет имущественное требование к банку или МФО по несанкционированным платежам, гражданин может прийти к финуполномоченному. Однако, нужно учитывать, что такая возможность есть лишь в случае, если жалобу не урегулировала финорганизация в добровольном порядке, а сумма имущественных претензий составляет не более 500 тыс. руб., добавили в ЦБ.

Центробанк ведет постоянный мониторинг и анализ практик, действующих на финрынке, оперативно реагируя на нарушения закона, отмечают в пресс-службе регулятора. Так что можно направлять жалобы на недобросовестных кредиторов и в ЦБ РФ, чтобы там провели проверку и воздействовали на нарушителей.

<
«Рост цен не прекратится»

«Рост цен не прекратится»

В России урезали программу льготной ипотеки

>
«Как игрок он никто»

«Как игрок он никто»

Голландский футболист стал главным аферистом в спорте

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Mail.ru