Российских подростков хотят активно приобщать к киберспорту, а для ускорения процесса мотивировать рублем.
Соответствующее предложение в беседе с «Газетой.Ru» озвучил представитель думского комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов. Предусматривается, что первый этап турниров юных киберспортсменов будет проходить на базе общеобразовательных школ, а в качестве призов будут фигурировать не только грамоты и кубки, но и весомые денежные суммы. Их порядок депутат озвучивать не стал.
Власов с группой соавторов уже направил соответствующую инициативу в Минспорта. По задумке парламентария, школы, которые культивируют киберспорт, создадут лигу федерального масштаба. Помимо поединков, за которые будет предусмотрено финансовое вознаграждение, будут практиковаться и игры на интерес. На первом этапе матчи будут проводиться между школами, затем их победители будут представлять свои субъекты федерации на кибербитвах межрегионального уровня. Депутат отмечает, аналогичные схемы уже не первый год практикуются в европейских государствах, Японии, США и других странах. За победу там причитаются колоссальные по меркам России суммы – до 500 тыс. долларов США. В нашей стране необходимо утвердить похожий соревновательный и наградной механизмы, считает он.
Издание отмечает, российские киберспортсмены ранее создали собственную федерацию, также функционирует Федерация школьного спорта. Но, говорит Власов, на данный момент ни одна из этих структур не инициировала проведение турниров для учащихся школ. По плану парламентариев, в преддверии матчей их потенциальные участники должны будут прослушать курсы профильных дисциплин. На них будут излагаться правила и тактика действий в наиболее известных и массовых в глобальном масштабе симуляторах и стратегиях – от «FIFA 19» до «WorldofTanks» и «Dota 2». Инициаторы кибертурниров убеждены, что участие в них разовьет у школьников не только специфические навыки, но и готовность к командной работе, повысит скорость реакции и принятия решений, позволит совершенствовать мышление и стимулирует креативность.
Приветствует предложение заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург. По его информации, турниры для начинающих киберспортсменов в России уже существуют, и положительно зарекомендовали себя – участвующие в них школьники начинают лучше учиться и мыслить. Но, отмечает Ямбург, желание депутатов взять под свое крыло школьный киберспорт настораживает – чрезмерное регулирование той или иной отрасли организаторами нередко приводит к ее гибели.
Киберспортивный обозреватель портала Cybersport.ru Александр Сергеев уточняет, в ряде отечественных гимназий и вузов практикуются кибертурниры, чемпионам которых причитаются стипендии, однако технические аспекты таких соревнований далеки от совершенства. По словам эксперта, поединки по киберспорту должны проводиться на мощнейших ПК, в то время как российские школы традиционно располагают только устаревшими моделями, на которых без сбоев запускаются лишь игры уровня «тетриса». Возможно, приобретение адекватных поставленным задачам компьютеров и подключение высокоскоростного интернета следует взять под контроль родительским комитетам заинтересованных школ, полагает он.
Юридических сложностей с организацией кибертурниров быть не должно – компьютерный спорт в РФ официально признан. Но следует учитывать, что тренироваться элитным киберспортсменам нужно больше, чем их коллегам из традиционных спортивных дисциплин, – по 10-15 часов ежедневно, что нереально совмещать с учебой в школе, говорит Сергеев. Поэтому киберспорт в общеобразовательных заведениях должен оставаться факультативом, резюмирует он.
Клинический психолог Инна Попова напоминает, в большинстве топ-игр присутствуют эпизоды с убийствами и насильственными действиями, которые негативно сказываются на детской и подростковой психике. Добавление же киберспорта в школьную программу повысит высокую уже сегодня загруженность учащихся школ. По мнению Поповой, заниматься киберспортом следует начинать не ранее, чем с 18 лет, но в это время учащиеся 11-х классов готовятся к ЕГЭ. Предложение Власова и его единомышленников эксперт называет сомнительным, поскольку очевидно, что в случае солидного материального вознаграждения за победу в кибертурнире школьники без моральных терзаний прекратят усердно изучать основные дисциплины.