Налоговая нагрузка на российский бизнес выросла в прошлом году, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС). При этом размер удерживаемой государством прибыли зависит от отрасли и может отличаться в десятки раз.
Так, налоговая нагрузка на предприятия сырьевого сектора выросла по итогам 2018 года на 7,1% до 52,5%. Годом ранее рост был еще более существенным – 9,8%. Несмотря на это компании в добывающем секторе остаются самыми рентабельными — 33,6% по выручке.
На обрабатывающие производства нагрузка, наоборот, снизилась — минус 1,1%. В данном секторе налоговое бремя и так одно из самых низких — всего 7,1% по итогам 2018 года.
Стоит отметить, что подходы ФНС и Минфина к расчету налоговой нагрузки отличаются. Если налоговики считают ее, как отношение суммы налогов и сборов к выручке организаций, то Минфин— как сумму всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджет в процентах от ВВП.
Впрочем, и цели у ведомства разные – для ФНС расчет средней фискальной нагрузки является базовым ориентиром при планировании проверок в отрасли. Чем меньше налоговые отчисления той или иной компании относительно усредненного показателя, тем более внимательными к ней будут ревизоры.
Согласно данным за 2017 год налоговая нагрузка в России достигла 31,1%, продемонстрировав рост почти на 2% ВВП по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Такой уровень налогового бремени сопоставим с такими странами, как Великобритания, Канада, Новая Зеландия. А вот в США и Швейцарии показатель ниже — 26-27%.
Данных за 2018 год Минфин пока не публиковал. При этом в ведомстве заранее предупреждали, что в 2019 году фискальная нагрузка увеличилась в связи с повышением ставки НДС.
О росте налоговой нагрузки говорят и сами представители бизнеса. Так, девелоперы отмечают, что общая налоговая нагрузка, декларированная Росстатом, в их секторе составляет 34-35% общей налоговой нагрузки. При этом по подсчетам самих предприятия в реальности это – 45-47%.
Эксперты, комментируя рост фискальной нагрузки, отмечают, что она влечет за собой повышение издержек предприятий, сокращение производства и замедление темпов роста экономики.
Диспропорция в нагрузке отчасти связана с проводимой властями политикой. Так, химическая отрасль, включая фармацевтику, и аграрии попали под программы господдержки — импортозамещения, а также программ продовольственной и лекарственной. При этом налоговая нагрузка на предприятия, выпускающие алкоголь и табачные изделия выросла из-за роста акцизов.
Президент Владимир Путин еще в 2017 поставил перед правительством задачу обеспечить новые стабильные правила налоговой системы на долгосрочный период. В правительстве пообещали, что в ближайшие 6 лет бизнес не ощутит на себе роста фискальной нагрузки.
Несмотря на это бизнес год за годом жалуется Путину на несоблюдение правительством данных обещаний и поставленных задач.
В 2016 году глава РСПП Александр Шохин предрекал рост налоговой нагрузки на бизнес в ближайшие три года. Объясняя свою точку зрения, он ссылался на документы правительства, касавшиеся планов по налоговой политике. Он отмечал, что главным образом рост фискального давления ощутят на себе добросовестные промышленники и предприниматели.