Соответствующее заявление в ответ на прозвучавшие из Брюсселя угрозы лишиться права на вступление в ЕС сделал президент страны.
По словам турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, главными инициаторами возобновления практики смертной казни для преступников становятся рядовые турки, выразившие готовность проголосовать за возвращение высшей меры наказания в рамках общенародного голосования. Напомним, что официальная Анкара пригрозила участникам и организаторам состоявшегося двумя неделями ранее путча смертной казнью, назвав это “адекватным наказанием” для путчистов. В ответ на своеобразный “анонс” брюссельские власти категорически высказались в адрес Эрдогана, использующего сорвавшуюся попытку госпереворота для авторитарного режима – на фоне арестов сторонников путча правоохранительные органы массово арестовывают и неугодных режиму действующего лидера оппозиционеров, включая журналистов, работников учреждений системы образования и военных.
Если заявления Эрдогана приведут к принятию решения о смертной казни народом в рамках предстоящего референдума, позиция Евросоюза окажется под серьезной угрозой. Предусмотренное правилами для европейских держав право рядовых граждан выражать собственное мнение по тому или иному вопросу с помощью процедуры голосования в данном случае войдет с диссонанс с тематикой предстоящего референдума. Другими словами, еврочиновники уже не смогут обвинять президента Турции в самоличном возвращении практики смертельного наказания для путчистов, то есть любые претензии в адрес Анкары автоматически распространятся на весь турецкий народ. Угроза Брюсселя полностью заморозить процедуру вступления Турецкой Республики в Евросоюз, тем не менее, останется в силе – европейские нормативные документы запрещают вступление в Союз государств, практикующих “бесчеловечные способы умерщвления людей”.
Эрдоган подчеркнул, что действующее правительство обязано “прислушиваться к гласу народа”, и если последний выражает готовность проголосовать за применение в отношении участников и зачинщиков государственного переворота высшей меры наказания, власти должны принять соответствующие законодательные действия. Это предполагает восстановление документа, разрешающего правоохранительной системе выносить такой приговор для преступников, обвиненных в особо тяжких преступлениях, каковым является попытка смены государственного строя путем организации военного переворота. Противостояние между Анкарой и Брюсселем усиливается на фоне выдвинутых турками обвинений в адрес Соединенных Штатов Америки, чьи военные якобы причастны к организации путча. Так, турецкие спецслужбы заявили о получении прямых свидетельств получения путчистами прямых приказов от американского генерала Джона Кэмпбелла, чью причастность Госдепартамент США обсуждать с журналистами даже не стал. Представитель внешнеполитического американского ведомства Джош Эрнэст подчеркнул, что эти обвинения “необоснованны и вряд ли заслуживают, чтобы на них отвечали”.