Североатлантический альянс все больше тревожит противостояние с Россией, которое может выйти из-под контроля из-за разногласий, возникших внутри НАТО.
В Брюсселе прошла встреча глав МИД Германии и Франции при участии командующих Генеральных штабов стран – членов НАТО. На совещании представители ведущих европейских стран неожиданно начали настаивать на сближении альянса с Москвой и проведении заседания Совета Россия – НАТО одновременно с саммитом НАТО, который пройдет в июле в столице Польши. Военные генералы альянса и представители стран Восточной Европы не поняли своих собеседников и отреагировали на предложение скептически. Так, один из лидеров восточноевропейской страны отметил, что предлагаемая встреча Совета должна быть направлена на успокоение Запада, то есть тех, кто боится возможной агрессии со стороны России, а Путину эта встреча не нужна.
Вопрос был поднят после того, как в СМИ все чаще начали появляться заголовки о том, что НАТО и Москва ведут агрессивный диалог. Размещение сил альянса на востоке Европы раздражает Россию, которая обещает дать жесткий ответ на происходящее у ее границ. Некоторые военные стран НАТО позволяют себе заявлять о том, что война с Россией может начаться в течение ближайшего года, это предположил генерал британских сил Ричард Ширрефф. Теперь альянс начал искать внутри себя варианты разрядки напряжения. Глава британской дипломатии Филип Хаммонд в интервью Financial Times назвал такие слова генералов недопустимыми, провокационными и направленными лишь на привлечение внимания к своей персоне. Бурную реакцию Москвы можно предотвратить только путем двустороннего диалога, считает Хаммонд.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, подхватывая общее настроение внутри альянса, на своих выступлениях заявляет теперь, что недопонимания в отношениях с Россией допускать нельзя, чтобы ситуация всегда находилась под контролем. Между тем альянс не намерен отказываться от своей «новой» тактики, и собирается на предстоящем саммите согласовать размещение нескольких батальонов в странах Прибалтики, невзирая на возможный ответ Москвы.
А вот в Москве считают, что предлагаемый Совет Россия – НАТО должен будет отвлечь от активности альянса вблизи российских границ. Игорь Коротченко, возглавляющий журнал «Национальная оборона» рассказал, что развертывание натовских сил на Востоке не ограничится несколькими батальонами. В Прибалтике западные военные планируют построить новые аэродромы, склады вооружений, базы военной техники, способной мобильно выйти на заданные позиции. Также здесь будут обустроены командные пункты управления новыми подразделениями. Коротченко считает, что на возможной встрече военных НАТО и России будет предпринята попытка заговорить русских, создав некое подобие равноправного диалога, чтобы притормозить стремление России ответить на размещение ПРО США в Европе. А именно выход на боевую позицию такой системы в Румынии и начало размещения аналогичного ПРО в Польше и вызвало у Москвы желание ответить.
Военный эксперт заметил, что диалог с натовскими генералами вести надо, но это не является целью Москвы, так как практического ничего не принесет. Если альянс по-прежнему будет только с трибун говорить о заинтересованности в диалоге с Россией, а на практике не начнет учитывать государственные интересы нашей страны, то остается только путь жесткого силового реагирования на новые угрозы НАТО и США. Все варианты ответных мер сейчас тщательно прорабатываются на уровне Генеральных штабов РФ, о наиболее подходящих из них будет доложено главнокомандующему, то есть президенту, который и примет конечное решение.
Между тем ни в НАТО, ни в России почему-то совсем не обсуждают сотрудничество альянса с Украиной, где строят грандиозные планы по вступлению в этот военный блок. Так, приглашенный на саммит в Варшаву Петр Порошенко собирается устроить презентацию оборонного бюллетеня, который на днях был принят СНБО Украины. В нем сказано, что реформы украинской армии позволят стране уже в 2020 году стать полноправным членом НАТО. Но, похоже, эта страна не интересует «великих» ни как партнер, ни как противник, а тем более опасный враг.