Александр Лебедев ответил своим недоброжелателям по поводу опубликованных документов, связанных с его офшорными компаниями.
Банкир-правдолюб Александр Лебедев откликнулся на публикацию в «Версии» его скандальной переписки с собственными менеджерами и партнерами. Претендующий чуть ли не на статус главного борца и разоблачителя офшоризации российской экономики, Лебедев довольно болезненно отреагировал на публикацию материалов о собственных схемах вывода средств из России.
Отослав подписчиков своего блога к известным лермонтовским строчкам, владелец лондонской недвижимости и иностранных СМИ попытался предстать перед ними в образе некоего «гонимого миром странника». Дескать, борца с «мошенничеством в банковской системе РФ» злобные недоброжелатели оклеветали и создали ему «ложный имидж «диссидента».
Есть тут, правда, одна нестыковочка: в отличие от нашего банкира, ни Лермонтов, ни его романтический герой особняками в Лондоне не владели и деньги в чужих странах не прятали.
Впрочем, это не единственная проблема нашего правдолюба…
«Мои бывшие менеджеры-жулики (знаем их имена) слили в газету «Версия» некий, как им кажется, убойный «компромат», касающийся оффшоров», – начинает свой ответ журналистам Александр Лебедев в своем блоге.
Итак: имена-пароли знаем, но почему-то не называем. Не потому ли, что еще ни один бывший менеджер не признан жуликом решением суда? А, следовательно, подобные обвинения сильно смахивают на клевету, отвечать за которую ни в российском, ни тем более в лондонском суде г-н Лебедев явно не хочет. Судебный процесс в Лондоне может стать для журналистов не менее развлекательным, чем известная тяжба Березовского с Абрамовичем, и на нем могут всплыть такие неприятные для нашего героя подробности, что и самому разоблачителю мало не покажется.
Кстати, об офшорах. Г-н Лебедев иронизирует, пытаясь завуалировать скандальность публикации: «Ну хто ж не знає про офшори? Я що, держслужбовець»? Общеизвестно, что владение офшорными компаниями компроматом еще не является. А вот использование их в мошеннических схемах для ухода от налогов – это уже очень серьезно. Это уголовное преступление.
«Их (то есть его офшоры — ред.) «накашляли»… мошенники при участии западных финансовых институтов», – пишет Лебедев. Да ведь как удачно «накашляли», вместе с его личной подписью на документах. Да и чем досадил наш «странник» «западным финансовым институтам», опять же не понятно. Ведь так старался, чуть не из личного кошелька оплачивал расследование «панамских офшоров», направленное против окружения российского президента и его друзей. И тут такая черная неблагодарность этих самых западных коллег…
Но может, все же действительно что-то не в порядке с использованием офшоров у Лебедева? «Именно поэтому много лет я публично выступаю за демонтаж придуманной международной финансовой олигархией оффшорной системы, хорошо зная ее изнутри. И именно поэтому в настоящее время регистрирую все свои оффшоры в налоговой службе РФ, чтобы стать реальным субъектом «амнистии капиталов», – признается «диссидент» в своем блоге.
Тут уж, как сказано у другого классика, и не поймешь: «то ли он украл, то ли у него украли…» Хорошо бы г-ну Лебедеву все-таки разобраться самому с собой: его офшоры ему «накашляли» злобные недоброжелатели, или он все-таки сам их себе завел, чтобы вывести из России свои капиталы. А теперь, когда в Лондоне, случись чего, могут и отобрать «все, что было нажито непосильным трудом», и что не было подтверждено справками об уплате налогов, нашему борцу с «международной финансовой олигархией» срочно потребовалось легализовать капиталы в стране происхождения. Вот и побежал становиться «субъектом «амнистии капиталов». Тем более что теперь государство уже много не возьмет: амнистия в любом случае обойдется дешевле во время уплаченных налогов.
Правда, говорит банкир о намерениях вывести свои активы на Родину очень давно, но почему-то никак все не выведет. Наш «не Байрон» обильно сдобрил свой блиц-ответ журналистам разными ссылками на упоминания о своих подвигах. А вот о доказательствах регистрации свои зарубежных счетов в налоговой службе РФ как-то подзабыл. Много ли их г-н Лебедев уже зарегистрировал? Давно ли начал? Сколько уже заплатил за амнистию? Что-то об этом знаменательном событии нигде не сообщалось. Случись такое, наверное, ни деловая, ни желтая пресса такого события не пропустили бы.
Кстати, со ссылками на свои расследования у банкира Лебедева беда. Тут уж, как говорится, лучше было бы молчать, чем говорить. Вот берется он, например, рассказывать, как расследовал «мошенничества в банковской системе РФ на десятки млрд. долларов (Межпромбанк, Банк Москвы, банки «Траст», «Пушкино», «Российской капитал» и др.)». «Херой!», – скажем мы, используя милый сердцу Александра Лебедева украинский сурджик. Вот только проблема, что за расследование не возьми – Межпромбанк, Банк Москвы и прочие – все начиналось либо Генпрокуратурой, либо Следственным комитетом, а Лебедев если где и упоминается, то разве что, как свидетель. И то каждый раз думаешь, переквалифицирует следователи его статус, или нет?
Или берется он, например, рассказывать о том, что «в Великобритании, США, на Кипре, в Швейцарии, Ирландии, Люксембурге и др. начаты юридические действия или поданы иски», в рамках которых он пытается вернуть, украденные у него «более 500 млн. долл. США». А ссылку многолетний борец дает всего лишь на мартовскую публикацию «Ведомостей» о начале процесса на Кипре, по которому на тот момент даже слушания не были назначены. А где же успехи этой борьбы? Где иски в Великобритании, США и прочая?
В блоге г-на Лебедева есть даже тег «Суды». Ожидаешь увидеть там все достижения борца с коррупцией и мировой олигархией. А там почти два десятка страниц посвящено делу о порванных штанах Полонского, и где-то между делом небольшая заметка об истории с парой аффилированных с Лебедевым структур, которые что-то там отсудили где-то в Люксембурге.
Кстати, тоже не понятно, как пишут «Ведомости», деньги якобы украли у банкира в период «с января 2004 г. по 12 мая 2009 г.», а заявление о его взыскании им было подано в окружной суд Никосии лишь 23 декабря 2015 г.? Что вдруг такое случилось, что наш борец лишь шесть лет спустя заметил пропажу в полмиллаирда долларов (!) и решил судиться со своими бывшими менеджерами?
Ну, и главное, Кипр не Лондон, и судятся в Никосии не крупные корпорации и олигархи, а местные офшоры. То есть и в этом случае одни офшоры судятся с другими. Заявление в Никосии подано, по данным «Ведомостей», «от лица Лебедева и 10 компаний», а ответчиками являются еще шесть компаний. 16 офшоров только в одной истории! А сколько же их вокруг г-на Лебедева всего?
В завершении своего ответа журналистам наш борец грозится: «ждите иска в суд». Причем, «не за публикацию «компромата» (меня еще покруче «бомбили»), а за те умозаключения, которые на их основе были сделаны».
Подавать иск на умозаключения, то есть личное мнение журналиста – это что-то новое. Ну, да, даже The New York Times подписывает статьи Лебедева – «former senior officer in the K.G.B.» – бывший старший офицер КГБ. Но все же подозревает, что он мог и исправиться, став владельцем московской «Новой газеты» и издателем The London Evening Standard и The Independent.
Но получается, что, не имея возможности оспорить документы, и, кстати, ни разу по сути претензий по поводу опубликованных документов не возразив, лондонский газетчик до сих пор пытается общаться с оппонентами в традициях сталинского чекистского периода.
А вот сотрудничество с ЦРУ – это, безусловно, ближе бывшему сотруднику советской лондонской резидентуры. «Это же я ей плачу, а не она мне. Если ЦРУ хочет помочь моим расследованиям – most welcome! Эта американская фирма и отвечала за часть расследования. Понятное дело, что такие услуги оказываются за деньги», – пишет Лебедев. Ну, эту демагогию даже комментировать не хочется. Возможно, это лучше Резуну рассказать…
И в заключение хочется посоветовать г-ну Лебедеву: если уж ничего не можете сказать по-поводу опубликованных документов, то играйте лучше в Герцена, чем в Шерлока Холмса…