Вопрос об отсутствии прямой зависимости между стоимостью нефти и российского автомобильного топлива очень волнует рядовых автомобилистов.
Ситуация на международном нефтяном рынке спровоцировала рекордное падение цены на топливо в США, однако в России бензин продолжает дорожать, что вызывает закономерные вопросы у потребителей. Разъяснениями такой ситуации с информационным изданием “Российская газета” поделился Рустам Танкаев, представляющий Союз нефтегазопромышленников России. В первую очередь он отметил, что сегодня присутствующий на отечественном рынке бензин популярных марок обходится владельцам автомобилей дешевле, чем американцам. Перевод используемой в Соединенных Штатах Америки системы галлонов в литры с последующим перерасчетом стоимости показывает, что американские автовладельцы в среднем отдают за литр автомобильного топлива 37,5 рубля, тогда как в России на этот же объем приходится тратить 35,2 рубля.
Приблизительно равный порядок цен напрямую объясняет сегодняшнюю ситуацию – в России бензин дорожает не вопреки падающей стоимости барреля нефти, а следуя законам рынка под давлением инфляционного фона. Власти РФ применяют жесткие административные ресурсы для удержания стоимости топлива в стране на приемлемо высоком уровне, чтобы избежать спекулятивного оттока объемов за рубеж. Как только контроль за бензиновыми потоками внутри государства исчезнет, производители и крупные поставщики Аи-98 и Аи-95 начнут продавать продукцию зарубежным компаниям, что для них гораздо выгоднее реализации ресурса в России. Рассчитывать на удешевление бензина в таких условиях самоубийственно – когда это случится, российским автозаправочным станциям будет нечего продавать.
По мнению Танкаева, в перспективе 3-5 лет средняя стоимость автомобильного топлива в стране приблизится по ценовым показателям к европейской и американской, что продиктовано законами рынка. Плотная интеграция российского промышленного сегмента в Европу навязывает соответствующие правила торговли – производитель начинает искать выгоду, основываясь на увеличении нормы прибыли, чего внутри страны регистрации добиться не получится. Серьезных изменений и резкого удешевления стоимости бензина следует ожидать только после введения запрета на эксплуатацию транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания на традиционном топливе. Стоит напомнить, что Европа планирует отказаться от традиционных двигателей в пользу использующих электричество и альтернативные источники энергии через 35 лет. Аналогичные планы реализуют и США – к 2050 году ряд штатов намерен ввести законодательный запрет на эксплуатацию автомобилей, применяющих бензин или дизельное топливо.
Евгений Кишьян