Суббота, 4 февраля, 2023 | USD: 70,38 EUR: 76,73

Автомобильный рынок наберёт скорость в 2023 году

Для автомобильной отрасли в России 2022 год стал катастрофой.

Объём продаж новых автомобилей сократился почти в два с половиной раза. Это падение оказалось непрогнозируемым и более глубоким, чем в годы пандемии. Но участники рынка смогли приспособиться к работе в новых условиях – помогли параллельный импорт и расширение государственных программ льготного кредитования. Потребители получили широкий выбор автомобилей, часть из которых раньше даже не поставлялась в Россию. Правда, расширение линейки коснулось лишь дорогих брендов. Массовый сегмент сжался до моделей Lada и китайских марок, которые в следующем году могут занять около 70 процентов от общего объёма продаж.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», российский рынок новых легковых автомобилей в 2022 году претерпит масштабные изменения: по прогнозным оценкам, за год будет продано лишь 620–630 тыс. автомобилей, что практически в два с половиной раза ниже прошлогодних показателей в 1,5 млн машин.

– Последние официальные данные о продажах на конец ноября говорят о том, что в России было продано порядка 570 тысяч автомобилей, что на 59 процентов ниже, чем за аналогичный период 2021 года. В начале года мы прогнозировали падение рынка, но, конечно, не такое глобальное. Полагаем, что 2022 год всё же станет дном, от которого мы будем отталкиваться в новом году. Но достигнуть объёма продаж 2021 года мы сможем только через несколько лет – года через четыре или пять, – рассказал официальный представитель «Автостата» Азат Тимерханов.

Главным итогом года стал уход из России европейских производителей.

– Поставки в Россию остановили большинство автопроизводителей, не имевших собственного производства в нашей стране. Модели немецких автоконцернов Audi, Opel и Porsche, японских Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus и Infiniti, итальянских Fiat, Ferrari и Lamborghini, британских Jaguar и Rolls-Royce, французских Citroën и Peugeot, а также Chevrolet и Cadillac, принадлежащие американскому General Motors, сейчас можно купить только из оставшихся у дилеров запасов, – сообщила директор по коммуникациям ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.

В итоге рост дефицита в начале года привёл к повышению цен на и без того подорожавшие за время пандемии автомобили. Ранее стоимость бюджетных машин достигла 3–4 млн рублей. Но, по наблюдениям экспертов «Авито Авто», после резкого взлёта цены на новые автомобили начали опускаться. По данным за октябрь, средняя стоимость таких машин теперь составляет 2,95 млн рублей.


При этом в значительной степени изменилась структура предложения новых автомобилей – ощутимо выросла доля китайских производителей.


Наиболее распространёнными моделями в январе – ноябре 2022 года стали Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro, Haval F7, Geely Coolray и Chery Tiggo 8 Pro.

– Автомобильные гиганты из Китая значительно укрепили своё присутствие. Только на прошлой неделе покупатели приобрели 3742 новых автомобиля. Этот показатель стал рекордным для китайского автопрома и вывел его в лидеры в легковом сегменте в нашей стране, – отмечает Анна Уткина.

По сведениям участников рынка, в ноябре доля китайцев в общем объёме продаж составила около 32 процентов, но она росла постепенно, поэтому в разрезе 11 месяцев составляет лишь 17 процентов. Для сравнения: доля российской Lada в ноябре достигала 41 процента. Таким образом, подавляющее число продаж сейчас приходится именно на российский и китайский бренды, ведь европейские дилеры реализуют лишь оставшуюся в запасах продукцию.

– Сегодня с промышленными площадками проблем нет – заводы Volkswagen и Škoda в Калуге стоят, питерские Toyota, Nissan и другие. Благодаря производству в России сейчас сильно выигрывает Haval. Их модель Haval Jolion после снижения цены с 2,1 до 1,9 миллиона рублей подпал под государственную программу льготного кредитования и показал хорошие продажи, – рассказывает Азат Тимерханов.

В неофициальных беседах специалисты скептически оценивают возможность возвращения европейских брендов в топ продаж.

– Поток европейцев будет, но скорее в премиальном сегменте по линии параллельного импорта. Массмаркет поделят российские и китайские бренды. Не исключено, что к ним присоединятся бренды из Ирана и Индии. Иран, например, уже заходил на наш рынок, но второй заход может быть более глубоким, раз мы сейчас сидим, так сказать, в одном окопе. В целом бренды там неплохие: Iran Khodro, например, построен на базе Peugeot, – отметил собеседник «Октагона».

Участники автомобильного рынка признаются, что санкции и уход из России европейских автоконцернов застали их врасплох и заставили спешно искать пути выхода из кризиса. В частности, отмечают в «Авито Авто», был замечен взрывной рост продаж почти новых автомобилей из-за границы (с пробегом менее 100 километров), что говорит о популярности параллельного импорта.

С июня 2022 года количество подобных объявлений увеличивается в среднем на 2 тыс. в месяц. Наиболее заметный прирост их числа отмечается по брендам Cadillac, Honda, Land Rover, Porsche и Lexus.


Интересно, что ввозить такие машины стали не только частники, но и официальные дилеры европейских марок.


– С сентября ГК «Автодом» наладил поставки европейских автомобилей с помощью параллельного импорта. Если желаемого авто нет в наличии, то любую модель клиентам привезём под заказ. В настоящий момент в наличии ГК «Автодом» автомобили Audi, BMW, Mini, Mercedes-Benz, поставляются также Volvo, Jaguar, Land Rover и другие, – поделился с изданием генеральный директор холдинга «Автодом» Андрей Ольховский.

Впрочем, по его словам, параллельный импорт глобально не решает проблемы доступности автомобилей. Дилерам выгоднее ввозить наиболее маржинальные авто, например кроссоверы и электромобили премиум-сегмента и класса люкс. Поэтому закономерно, что объёмы параллельного импорта могут занимать до 50 процентов от общего числа продаж у автодилеров из премиум-сегмента и лишь доли процентов у реализаторов, занимающихся продажей массмаркета, – там наценка на машину будет минимальной.

Кроме поиска нового канала продаж, дилеры решали проблемы с сервисными услугами, возникшие после ухода с рынка европейских автоконцернов.

– Это уже были проблемы внутренней кухни, но их тоже приходилось решать российскому менеджменту. Допустим, у нас в портфеле есть несколько премиальных брендов, в том числе и Porsche. Это технически сложный автомобиль, поэтому наши сервисмены пользуются специальными каталогами производителя, где смотрят нужные при ремонтах детали. После санкций доступ к этим каталогам был для нас закрыт немецкой стороной. Чтобы решить эту проблему, пришлось искать обходные пути и налаживать доступ наших сервисменов через дилеров в третьих странах, – рассказал «Октагону» один из представителей крупного мультибрендового автохолдинга в Уральском федеральном округе.

При этом трудностей с самими запчастями участники рынка не испытывают.

– Иногда возникают сложности с наличием тех или иных позиций, со скоростью поставок и устойчивостью каналов. По некоторым комплектующим, таким как электронные блоки или детали для кузовного ремонта, сроки доставки немного увеличились и могут составлять один – три месяца, – прокомментировал ситуацию Андрей Ольховский.

Единственной проблемой для сервисменов является идентификация оригинальных запчастей. С одной стороны, параллельный импорт позволил где-то оптимизировать логистические цепочки и снизить стоимость запчастей, с другой – осложнил борьбу с контрафактом.

– Чтобы уберечь покупателей от подделок, многие производители наклеивают на упаковку голограммы и QR-коды. По ним можно проверить подлинность деталей, – пояснила Анна Уткина.

По мнению специалистов, падения рынка в 2023 году ждать не стоит – дно уже нащупано. Поэтому можно ожидать восстановления автомобильной отрасли в России на фоне эффекта низкой базы 2022 года. По оценкам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, это станет заметно во втором и третьем кварталах 2023 года.

– В РФ начнётся собственное производство автомобилей «Москвич» на базе бывшего завода Renault. АвтоВАЗ также планирует увеличивать объёмы производства с постепенным разрешением дефицита комплектующих. Там планируют выпуск 401,6 тысячи автомобилей, что почти в два раза больше, чем в 2022 году. При этом объёмы параллельного импорта могут начать расти высокими темпами, как только запасы европейских и американских автомобилей закончатся в РФ, – уверен Владимир Чернов.

Впрочем, сами дилерские центры ожидает запустение. Как ранее писал «Октагон», уже в текущем году часть автоцентров начали выставлять на продажу, и этот тренд может продолжиться из-за невозможности переформатирования бывших дилерских центров под другие нужды. Конечно, часть объектов будут перестроены под продажу машин китайских брендов, но не все.

Потребители, уверены эксперты, в 2023 году будут обращать больше внимания на автомобили с пробегом. Таким образом, автомобильный рынок не потеряет разнообразие.

– Развитие ситуации на автомобильном рынке РФ в следующем году будет зависеть от того, какой будет ситуация в экономике, что будет с доходами потребителей. Продажи как новых, так и подержанных автомобилей не прекратятся, но цены на них могут вырасти. В продаже появятся новые марки, так что разнообразие на отечественном автомобильном рынке сохранится, – полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Фото: pixabay.com

Игорь Лесовских

“Октагон”

<
«Пустословие для диванных экспертов»: депутат Милонов раскритиковал позицию Стрелкова по СВО

«Пустословие для диванных экспертов»: депутат Милонов раскритиковал позицию Стрелкова по СВО

“Риторика Игоря Стрелкова (Гиркина) о ходе проведения спецоперации и

>
Дело «параллельной» техники

Дело «параллельной» техники

Около трети россиян, по данным соцопросов, называют в качестве самого желанного

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru