Вторник, 31 января, 2023 | USD: 69,34 EUR: 75,41

Как Латинская Америка поможет России преодолеть санкции

Россия активно ищет замену товарам из Евросоюза в Латинской Америке, но ряд факторов замедляет этот процесс.

Угроза вторичных санкций со стороны США и ЕС (риск заморозки активов и запрет на ведение валютных операций), нехватка морских контейнеров, складов, сложность логистических цепочек и неопределённость в сфере страхования судов – чтобы решить эти проблемы, нужны время и деньги.

Россия готова инвестировать в Латинскую Америку

Доля стран Латинской Америки в отечественном импорте составляет около 5 процентов. Ключевая проблема торговых отношений между ними и Россией заключается в большом расстоянии – ближайшие порты загрузки расположены в 12 тыс. километров. Чтобы добраться из Южной Америки до Санкт-Петербурга, до начала специальной военной операции (СВО) на Украине суда делали две-три перевалки грузов в Европе или Соединённых Штатах. Сейчас это невозможно: датская компания Maersk, специализирующаяся на морских перевозках и обслуживании портовых терминалов, в марте перестала работать с РФ. Чтобы плыть без остановок в недружественных странах, российские транспортные компании вкладываются в крупные контейнеровозы.

Поскольку у отечественного флота есть проблемы с тарой для хранения и перевозки товаров, транспортники попытаются купить или арендовать контейнеры у той же Maersk через третьих лиц. Идут переговоры о строительстве завода по их выпуску. Но пока российский контейнерный рынок падает: в ноябре 2022 года он уменьшился до 461 тыс., то есть на 13,5 процента, по сравнению с ноябрём 2021 года.


Россия готова к совместному производству различных судов, вплоть до атомных ледоколов, на территории стран Латинской Америки и Карибского бассейна.


Есть планы по открытию конструкторских бюро и проектированию целого торгового флота с перспективой транзита в Среднюю Азию и Иран. Уже получено согласие ряда государств региона на строительство морской инфраструктуры на их территории. Россия хочет участвовать в модернизации портов и организовать там свои склады. Аналогичная морская инфраструктура в РФ нужна компаниям из Бразилии, Аргентины и других стран.

До начала спецоперации крупнейшая отечественная судоходная компания «Совкомфлот», группа FESCO (перевозчик грузов из Китая, Кореи, Японии, США, стран СНГ и Европы) и транспортно-логистическая компания «Софрахт» переправляли в Латинскую Америку в основном сырьё, причём в одну сторону. Сейчас объём импорта может быть увеличен, поскольку Россия заинтересована в поставках рыбы и морепродуктов, плодоовощной продукции, вин, меди, кожи и обуви. Европейская часть РФ выстраивает логистические связи с регионом через Атлантику, а Дальний Восток – по Тихому океану.

Поставки авокадо вырастут?

Профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН Алла Борзова убеждена, что в сложившихся сложных геополитических условиях и в ситуации нарастания санкционного давления со стороны Запада России следует интенсифицировать торговые и инвестиционные связи с Латинской Америкой. Эти страны не прибегли к финансовым ограничениям, наблюдают за ходом СВО, но прагматизм выходит на первое место.

– Потребность в отечественных товарах там высока: турбины, металлопрокат, оборудование для нефтедобычи, особенный спрос на удобрения и химическую продукцию. Для РФ это расширение поставок продовольственных товаров. Необходимы новые логистические цепочки, нужно активнее продвигать наши компании на этот рынок, создавать совместные предприятия, инвестировать в развитие ряда отраслей, используя связанные кредиты, как КНР. Важно сотрудничество со странами – членами МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай), с которыми хорошо развита правовая основа: 2006 год – меморандум о взаимопонимании, 2018-й – меморандум о взаимопонимании ЕАЭС и МЕРКОСУР. В 2019 году Совет предпринимателей Россия-Бразилия и бразильское Агентство по продвижению экспорта и инвестиций заключили меморандум о взаимной поддержке для роста инвестиций в аграрный сектор, – рассказала Алла Борзова «Октагону».

Основные статьи импорта из Бразилии, главной страны – экономического партнёра РФ в регионе, – это кофе, орехи, семена, мясо, какао, фрукты и продукция машиностроения. Российский экспорт – удобрения, минеральное топливо, фармацевтическая продукция, железо, стальные листы. В прошлом году объём ввоза товаров из Бразилии в денежном выражении составил 2,2 млрд долларов, а поставки отечественных предприятий – 5,3 млрд долларов.

Аргентина направляет на российский рынок мясо, сою, кожи, а закупает удобрения и химическую продукцию. Однако в текущем году торговля между странами идёт не слишком активно. Как сообщил посол РФ в Буэнос-Айресе Дмитрий Феоктистов, за январь – сентябрь товарооборот снизился на 30 процентов – до 711 млн долларов.

В 2017 году была создана Парагвайско-российская торговая палата для развития торговых и культурных отношений между странами, и уже шесть лет АО «УАЗ» поставляет в Асунсьон автомобили «Патриот», «Пикап», «Хантер» и «Карго». В обратном направлении поставляются соя и кожи. Есть заинтересованность в сфере разведки и добычи углеводородов.

– Очень перспективное взаимодействие со странами Тихоокеанского альянса (Перу, Чили, Колумбия, Мексика). Перу, Чили и Мексика входят в АТЭС, что расширяет основу для сотрудничества через Владивосток. С Чили работает Смешанная межправительственная комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству. Объём торговли в 2021 году достиг 821 миллиона долларов. Россия закупает здесь лосось и другую рыбу, вино, виноград, клубнику, конфеты, медь. Чили заинтересована в удобрениях, химической продукции, минеральных маслах. В свою очередь, Колумбия, особенно после избрания нового президента Густаво Петро, также настроена на расширение торговых отношений. Страна – поставщик в РФ мяса, авокадо, какао, кофе, цитрусовых, бананов, орехов, цветов, тростникового сахара. Заинтересована в удобрениях, химической продукции, турбинах для ГЭС, моторах, – отмечает Борзова.


В 2021 году торговый оборот между Перу и РФ достиг рекордных 740 млн долларов, импорт вырос на 29 процентов.


Лима закупила вертолёты, пшеницу, удобрения, химическую продукцию и металл. Россия, в свою очередь, – фрукты (гранаты, виноград, бананы), ягоды, паприку, фасованную камедь, лук, пальмовое масло.

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова полагает, что работа с Латинской Америкой позволит России лишь частично насытить рынок некоторыми продуктами питания, ранее закупавшимися в ЕС.

– Но по кофе есть отказ логистической компании от работы с отечественными фирмами. Поставки будут в Армению и Казахстан, не напрямую в РФ. По молоку и молочным продуктам почти предел. Что могли, то импортозаместили с 2014 года, – поделилась эксперт с «Октагоном».

Глава аналитического агентства FruitNews Ирина Козий не ждёт завоза больших объёмов фруктов из Латинской Америки.

– Сезоны поставок продукции из Европы и из государств этого региона противоположны, так как речь идёт о странах, в первом случае расположенных в Северном полушарии, а во втором – преимущественно в Южном. Нашему рынку в разное время года нужны фрукты и из Европы, и из Латинской Америки, причём замена одних другими практически невозможна, так как сбор урожая и экспортные поставки, соответственно, осуществляются в разное время, – объяснила она.

Россия заложит экономический фундамент в Латинской Америке

Сегодня иностранные компании на рынке грузоперевозок выстраивают новые механизмы расчётов с РФ в условиях риска заморозки активов и введения запретов на осуществление валютных операций. Из-за введённой Евросоюзом и НАТО блокировки системы SWIFT для отечественных банков фирмы при заключении торговых сделок постепенно переходят на национальные валюты, рубли и юани.

Представитель одной из инвестиционных компаний, базирующихся в Лондоне, в беседе с «Октагоном» заявил, что в 2023 году решить санкционные проблемы не получится, но Россия попробует заложить фундамент отношений с государствами Латинской Америки – подвижки уже есть. Запад выстраивал логистические связи с этим регионом последние 300 лет. Сейчас это можно сделать быстрее. Нужны эффективные маршруты, страховой бизнес, морская инфраструктура, которая строится с нуля с новыми стратегическими партнёрами и не на время, а на века.

– ЕС страдает от изменений порванных логистических цепочек. Экономический ущерб еврозоны от санкционного закрытия портов и воздушного пространства больше, чем для России. Не нужно забывать, что по площади РФ примерно в два с половиной раза больше территории Европы, – отметил собеседник.

Угроза вторичных санкций в отношении партнёров из этого региона, помогающих избежать ограничений, существует. Некоторые компании из дружественных стран уходят от сделок, а в ряде портов Латинской Америки отказываются бункеровать и заправлять российские подсанкционные суда. Однако, несмотря на угрозы со стороны официальных лиц Соединённых Штатов и Евросоюза, на деле этот инструмент пока не используется.


И в Вашингтоне, и в Брюсселе боятся негативной реакции влиятельных стран, которые после этого могут начать укреплять сотрудничество с РФ и КНР.


– Угроза вторичных санкций есть, но практического их применения в ближайшее время не планируется. Сначала Запад хотел, чтобы Китай и Индия накладывали различные ограничения против РФ. Но, если они станут угрожать этим государствам, там их просто пошлют подальше. Тогда весь мир будет против ЕС и США. Поэтому, несмотря на то, что Запад везде озвучивает идею наказания за торговлю с РФ напрямую или косвенно, такого закона нет. Это не санкции ООН, и, по сути, они незаконны. Нельзя наказывать суверенные государства за торговлю с Москвой, – подчеркнул эксперт из Великобритании.

Ещё весной британский страховой рынок Lloyd’s of London и страховые компании, работающие в западных портах, отказались заключать контракты в отношении грузов российских морских перевозчиков. А в декабре вступил в силу шестой пакет санкций Евросоюза, включающий эмбарго на импорт отечественной нефти морским путём, её страхование, брокерские услуги и финансирование операций. К запрету также присоединились Великобритания, Канада, Япония и США. Поэтому логично, что в стране откроется государственная компания по страхованию газовых и нефтяных танкеров, как сообщал глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов. Кроме того, флот может использовать и дружественные китайские и индийские организации. Планами по созданию с Турцией совместной страховой компании делился в декабре генеральный директор Российско-турецкого делового совета Алексей Егармин.

Фото: pixabay.com

Александр Колесников

“Октагон”

<
В России начался досрочный демографический кризис

В России начался досрочный демографический кризис

Россия растеряла демографические достижения последних двух десятилетий

>
Мобилизация наёмников

Мобилизация наёмников

Зачем Польша готовит отправку сотен тысяч военных на Украину

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru