В связи с тем, что стоимость горючего дорожает быстрее инфляции, власти могут прибегнуть к крайним мерам, перевести управление топливными прейскурантами на заправках в ручной режим.
Правительством подготовлен очередной комплекс инструкций, направленных на регулирование роста стоимости топлива, сообщает «МК». Цены в текущем году вновь опередили официальные значения инфляции, поэтому на борьбу с ними бросят нормативные инструменты, которые затронут налоговый режим и возмещение оптового сегмента рынка. Ограничив ценовые скачки на нефтяных базах, в правительстве стремятся притормозить в следующем году рост топлива в розничных сетях АЗС.
Анонсированные изменения, призванные замедлить подорожание горючего на российском рынке, представляют собой еще одну фазу налогового маневра, вот уже на протяжении 7 лет проводящегося правительством в нефтесфере. Так, вице-премьер Александр Новак отметил, что первоначально снизят экспортный сбор на нефтепродукты, а акцизы на бензин и дизель поднимут на 4%. Это поможет нейтрализовать побочные явления, которые могли бы развиться в случае реализации этих методов по отдельности, считает он.
Остальные мероприятия, от которых ожидается барьерный эффект, также относятся к фискальным мерам. Например, чиновники проиндексируют на 3% установленную цену демпфера, также возрастет компенсация, которую возмещает государство экспортерам при высоких котировках нефти в обмен на стабильно действующие внутренние расценки на горючее. Помимо этого, власти поручат производителям в обязательном порядке увеличить объемы биржевых продаж моторного горючего.
По оценкам экспертов, этот год доказал необходимость введения механизмов, чтобы побороть подорожание топлива. С начала года, согласно данным Росстата, розничные цены выросли на 8,7%, обогнав инфляцию. По оценкам старшего аналитика Esperio Антона Быкова, ведущими драйверами наценок на топливо являются подорожание сырья на мировых площадках на 40%. Также увеличились и транспортные расходы. Все это и привело к ощутимому росту себестоимости всех видов продукции нефтеперерабатывающей отрасли.
Выше всего поднялись расценки на АИ-92 и АИ-95 в течение последних двух месяцев: рост на эти марки составил до 2,5%. При этом динамика менялась по мере снижения Netback – экспортных котировок горючего, которые определяют стоимость оптовых и розничных цен на бензин внутри России. В таких условиях цены на заправках должны были снижаться или не расти хотя бы, удивлен эксперт.
В сложившейся ситуации чиновники концентрируют свои силы на оптовом звене топливного сектора. В этом секторе и предлагается применять меры, сдерживающие стоимость, чтобы в рознице она не росла. Помимо частных пользователей от всплеска убытки несут и сами АЗС, считает управляющая WMT Consult Екатерина Косарева.
По мнению специалистов, принимаемые шаги помогут стабилизировать рынок, но это временный механизм, которому может потребоваться ручная калибровка, в частности, пересмотр некоторых параметров в ручном режиме, сообщил эксперт «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
При этом эксперты отмечают, что в правительстве нет заинтересованных в реальном снижении цен на топливо. Ведь их падение ударит по добывающим компаниям, по доходу в бюджет. Нет, в правительстве следят, чтобы повышение было планомерным и на «божеском уровне», отмечают аналитики.