Вторник, 19 марта, 2024 | USD: 91,98 EUR: 100,24

Выжить в кризис

Угроза второй волны COVID-19 и перспективы выживания бизнеса в условиях суровой зимы.

Коронавирусный кризис стал очень серьезной проверкой на прочность для российского бизнес-сообщества. Пандемия заставила всех без исключения предпринимателей сокращать издержки. Однако, в подавляющем большинстве случаев простого снижения расходов для выживания бизнеса было недостаточно: приходилось кардинально перекраивать бизнес-модели и проявлять недюжинные управленческие способности.

Выход из любого кризиса предполагает скрупулезный анализ ситуации внутри самой компании. На любое ухудшение конъюнктуры рынка бизнес должен отвечать снижением издержек: сокращением операционных расходов, оптимизацией штатного расписания, отказом от аренды занимаемых площадей, передачей бизнес-процессов на аутсорсинг.

Применительно к кадрам это должна быть именно «оптимизация», а не «сокращение», поскольку первый вариант развития событий куда предпочтительнее второго. К величайшему сожалению, большая часть российских бизнесменов подходит к вопросу снижения издержек излишне прямолинейно, стараясь достичь определенных показателей экономии, не вникая в детали.

Зачастую это приводит к тому, что увольняют тех специалистов, работа которых критически важна для предприятий, но, при этом, на своих местах остаются люди, близкие к руководству, но бесполезные для бизнеса. Практика показывает, что буквально 2 – 3 неудачных сокращений бывает достаточно для того, чтобы разрушить слаженную работу целых коллективов, звенья которых годами притирались друг к другу.

Поэтому, когда перед предприятием стоит задача по сокращению зарплатной ведомости, я всегда призываю руководителей до последнего избегать увольнений. Перевод сотрудников на удаленную работу, сокращение смен с пропорциональным снижением зарплат в этом смысле гораздо предпочтительнее, поскольку с одной стороны, эти меры позволяют добиться экономии, с другой – дают возможность сохранить лояльные профессиональные кадры.

Сохранение компетенций бизнеса

Сбережение собственных кадров предприятия является ключевой задачей бизнеса в кризисный период, однако, это не означает, что в сложившихся условиях не нужно пытаться извлечь дополнительную выгоду для предприятия. В настоящее время на рынке труда можно найти высококвалифицированных и опытных сотрудников, чей уровень зарплатных ожиданий заметно снизился по сравнению с 2019 годом (в гостиничном бизнесе и на предприятиях общепита – на 27 процентов, в туриндустрии – на 24, в кинематографе – на 19, в гражданской авиации – на 17, в страховании – на 15), и которые могут стать хорошим усилением для любого коллектива.

Кроме того, любой бизнес, который заинтересован сегодня в сохранении своих компетенций, должен стараться избавиться от долговой нагрузки. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, во II квартале 2020 года количество решений судов о банкротстве компаний по сравнению с I кварталом выросло более чем на 11 процентов. В III квартале тенденция не просто сохранилась, но и стала набирать обороты. При этом заявителями по корпоративным банкротным делам в подавляющем большинстве случаев 74,5 процента) выступают именно кредиторы.

Во время коронавирусного кризиса хорошую службу многим бизнесменам сослужила простая внимательность. Дело в том, что список мер поддержки со стороны государства постоянно расширялся. Например,  список ОКВЭД пострадавших от коронавируса отраслей дополнялся соответствующими постановлениями Правительства больше 10 раз. Поэтому банальное отслеживание новостей помогло многим предпринимателям своевременно обратиться за помощью и получить ее.

Однако меры поддержки бизнеса со стороны государства не бесконечны и большая их часть закончит свое действие этой осенью, которая становится для российских предпринимателей особенно тревожным временем года, учитывая нарастающие страхи повторного введения карантина из-за возможного прихода второй волны коронавируса.

Бизнес-среда в 2020-2021 г.

Но даже если нового режима всеобщей самоизоляции удастся избежать, зима 2020 – 2021 годов обещает быть для российской бизнес-среды очень суровой. Виной тому слабые макроэкономические показатели (реальные располагаемые доходы населения упали на 8 процентов, оборот розничной торговли упал на 16,6 процента, уровень официальной безработицы вырос до 5,4 процента, при этом доходная часть федерального бюджета за первые 6 месяцев 2020 года недосчиталась 44 процентов поступлений), низкие мировые цены на нефть (средняя цена нефти “Юралс” в I полугодии составила 39,4 доллара за баррель, что на 26,4 доллара меньше, чем годом ранее) и продолжающееся санкционное давление на нашу страну. В результате доходная часть федерального бюджета не сможет в должной мере пополняться за счет валютных поступлений, соответственно, ради выполнения всех задекларированных обязательств, властям придется пойти на очередное плавное ослабление курса национальной валюты.

Предсказать исход этого кризиса сейчас не берутся даже самые смелые эксперты и аналитики. Когда он закончится? Сколько времени потребуется национальным экономикам на полное восстановление? Ответы на эти вопросы слишком сильно зависят от эпидемиологической обстановки и успехов систем здравоохранения в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Хочется верить, что вклад российских специалистов, разработавших вакцину от нового вируса, поможет быстрее остановить пандемию и даст шанс мировой экономике на быстрое восстановление.

Как бы то ни было, бизнес уже извлек из этого кризиса сразу несколько важных уроков, один из которых заключается в осознании необходимости создания финансовых подушек безопасности. В идеале ее размер должен обеспечивать предприятию год существования при сохранении расходов на минимально возможном уровне. В зависимости от размера предприятия речь может идти об очень серьезных суммах, на сбор которых потребуется не один месяц. Тем не менее, этим нужно заниматься, хотя бы ради того, чтобы в случае необходимости иметь время для поиска дополнительных источников финансирования.

Кроме того, как показывает практика, лучших результатов в деле борьбы с последствиями коронавирусного кризиса сейчас добиваются те компании и предприниматели, которые смогли вывести отношения со своими основными коллегами-конкурентами на качественно новый уровень, наладив обмен оперативной информацией и ради сохранения бизнеса перейдя от конфронтации к эффективному сотрудничеству.

Бинямин Биняминов,

аналитик, эксперт в области делового администрирования

«trans.info»

<
Братья Магомедовы попали под ограничение

Братья Магомедовы попали под ограничение

Следствие через суд завершило ознакомление с материалами дела о хищениях в

>
Уроки коронавируса: осенние каникулы будут продлены

Уроки коронавируса: осенние каникулы будут продлены

Власти Москвы приняли решение о продлении осенних каникул до двух недель из-за

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Mail.ru