Среда, 27 сентября, 2023 | USD: 96,24 EUR: 101,99

Кабинет Мишустина получил экономического идеолога из Кремля

Откажется ли правительство от тезиса «денег нет» для форсирования роста ВВП.

Перестановки в финансово-экономическом блоке правительства говорят о смене приоритетов — тема контроля бюджетных трат уступает место стимулированию роста ВВП. Но ждать от кабинета резкого наращивания расходов эксперты не советуют.

Финансово-экономический блок в новом правительстве Михаила Мишустина претерпел радикальные изменения, и главное из них — назначение на должность первого вице-премьера Андрея Белоусова, более шести лет занимавшего пост помощника президента по экономике. Прежний первый вице-премьер Антон Силуанов согласился на формальное понижение, сохранив за собой пост министра финансов.

Белоусов — профессиональный экономист, которого принято относить к дирижистам, то есть к сторонникам активного вмешательства государства в экономику. С фигурой Белоусова связывают идею форсирования национальных проектов, их активного государственного финансирования, говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. «Наверное, интенсивность расходования недоисполненных расходов бюджета, которые накопились в районе 1% ВВП, и реализация нацпроектов ускорятся», — предположил он.

В 2019 году федеральный бюджет оказался не исполнен на 5,8%, или более чем на 1,1 трлн руб., что стало максимальным отклонением от планового объема расходов с 2007 года. В том числе по нацпроектам не успели потратить около 150 млрд руб. Новый премьер уже сказал, что работа по нацпроектам будет «форсирована» — задача Белоусова будет заключаться в том, чтобы не позволять Минфину блокировать выделение средств на эти цели (то, что можно было легко сделать, когда должности министра финансов и первого вице-премьера совмещал Силуанов), считает директор по исследованиям Macro Advisory в Москве Том Эдшед.

Предыдущее правительство ассоциировалось с антикризисной политикой, бюджетной консолидацией, восстановлением резервов и повышением налогов на фоне падения цен на нефть и санкций, а также с непопулярной пенсионной реформой, что отразилось на его рейтингах, отмечает «Ренессанс Капитал». Новый кабинет министров должен будет, наоборот, ассоциироваться с поддержкой экономического роста, реализацией нацпроектов и социальными инициативами из недавнего послания президента Владимира Путина, пишет инвестбанк в обзоре.

Формат нынешнего кабинета подразумевает, что бюджетная политика теперь не является главным приоритетом — больше нет потребности в бюджетной консолидации, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Без структурных изменений

Но экономисты, опрошенные РБК, подчеркивают, что структурных изменений макроэкономической политики от нового правительства ждать не стоит. Пока рано говорить о каком-либо серьезном смягчении бюджетной политики и наращивании бюджетных расходов, считает Долгин. «То, что недотратили, будут более прозрачно и эффективно тратить», — уверен он. Экономист Владимир Миклашевский (председатель Финско-российской торговой ассоциации) считает, что консервативная фискальная политика, основанная на бюджетном правиле, сохранится, но с поправками на рост социальных расходов в соответствии с посланием Путина. По разным оценкам, на реализацию анонсированных мер понадобится дополнительно от 300 млрд до 500 млрд руб. только в 2020 году. Экономист Deutsche Bank Петр Сидоров согласен, что при новом правительстве риск столь значительного недоосвоения бюджетных средств, как в 2019 году, уменьшится, а «Ренессанс Капитал» видит перспективы «ограниченного бюджетного стимулирования».

Изменять конструкцию бюджетного правила (задает предельные расходы бюджета, сверхдоходы от нефти дороже $42,4 за баррель направляются в резервы), чтобы профинансировать дорогостоящие социальные инициативы президента на уровне около 0,5% ВВП в год, вероятно, не понадобится — об этом уже говорил Силуанов. Резервы планируется изыскать в более близком к 100% расходовании заложенных в бюджете ассигнований и перераспределении расходов от менее приоритетных к социальным. Кроме того, можно тратить больше денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках разрешенных законом лимитов (инвестиции ФНБ формально не засчитываются в расходы, а значит, не связаны бюджетным правилом. — РБК), рассуждает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.

Премьер Мишустин заявил 16 января, что расходы на все инициативы из послания Путина составят 4 трлн руб. за четыре года, но средства будут перераспределены внутри бюджета (то есть чистого увеличения госрасходов не будет). Но по итогам исполнения бюджета в 2019 году видно, что как раз бюджетный раздел «Социальная политика» оказался исполнен почти на 100%, тогда как, например, по военно-правоохранительному блоку расходов сложилось недоисполнение порядка 6,2% (334 млрд руб.). Остается открытым вопрос, какие ведомства и группы расходов окажутся в проигрыше в результате такого перераспределения.

Минфин усилили, МЭР ослабили

Новым главой Минэкономразвития назначен пермский губернатор Максим Решетников, который до губернаторства пять лет возглавлял департамент экономической политики и развития Москвы. Максим Орешкин, возглавлявший ранее Минэкономразвития, как ожидается, может стать помощником президента по экономике вместо Белоусова (указа о назначениях в администрацию президента пока нет). Решетников — хороший знакомый Орешкина, они близки идейно, сообщал ранее источник, близкий к Минэкономразвития, и решение о назначении Решетникова в Минэкономики, возможно, принималось не без участия Орешкина.

Несмотря на то что МЭР передают полномочия упраздненного Министерства по делам Северного Кавказа, аппаратный вес Минэкономики серьезно ослабляется, поскольку у ведомства забирают Росимущество (перешло в подчинение Минфина) и Росреестр (будет подчиняться напрямую правительству). Хотя, по мнению Олега Шибанова, у Минэкономразвития и так очень много разнородных функций, поэтому ослабление нагрузки может стать даже плюсом для Решетникова, не имеющего опыта работы в федеральных структурах.

Росимущество — один из главных администраторов доходов бюджета после Федеральных налоговой и таможенной служб (ФНС и ФТС), и Минфину будет теперь проще проводить политику по централизации дивидендов госкомпаний и, не исключено, более активной приватизации госпредприятий. «Возможно, переход Росимущества в ведение Минфина позволит сконцентрироваться на инвентаризации собственности. Если в предыдущие годы дополнительные доходы бюджета были связаны с повышением собираемости налогов, то теперь ставка будет сделана на повышение эффективности управления госсобственностью», — рассуждает Наталия Орлова.

Лишение Силуанова портфеля первого вице-премьера Орлова не считает понижением, тем более что Минфин укрупнился за счет Росимущества. По ее словам, позиция первого вице-премьера «просто подчеркивала важность бюджетного направления для всего правительства». Новое распределение постов означает, что бюджетная политика отходит на второй план, а на первый выходит стимулирование экономического роста, полагает она. Эксперт Московского центра Карнеги Александр Габуев считает, что изменение статуса Силуанова было предопределено: в совмещении им должностей первого вице-премьера и главы Минфина был изначально заложен конфликт интересов, от него требовалось сочетание несочетаемого — быть одновременно проводником тезиса «денег нет» и ответственным за расходы на стимулирование экономики, плюс еще и арбитром в межведомственных столкновениях.

Подробнее о других перестановках в правительстве нового премьер-министра Михаила Мишустина читайте в материале РБК.

Иван Ткачёв, Анна Гальчева

“РБК”

<
СМИ узнали о продаже новых фотографий Шумахера за £1 млн

СМИ узнали о продаже новых фотографий Шумахера за £1 млн

На фото гонщик лежит на кровати в своем доме в Женеве, восстанавливаясь после

>
Пенсионная реформа за два года лишила пенсий 800 тысяч россиян

Пенсионная реформа за два года лишила пенсий 800 тысяч россиян

По итогам прошлого года 355 тысяч россиян не вышли на пенсию из-за пенсионной

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru