Федеральные бюджетники, которые не подпадают под действие президентских «майских указов» находятся в ожидании повышения зарплат на 4,3%.
Это должно произойти с 1 октября, средства изысканы в федеральном бюджете, причем размер повышения эквивалентен уровню инфляции. Муниципальным же учреждениям придется наскрести деньги на увеличение зарплат по своим сусекам.
Все это происходит на фоне жалоб от многих бюджетников на низкие заработки, которые, ну, никак не увязываются с «майскими указами». Руководство на недовольство реагирует по-своему. К примеру, от заведующей медчастью «скорой» в Саткинском районе (Челябинская область) сотрудники услышали обещание «поставить их раком», задействовав для этого админресурс в виде главврача. Это стало ответом на жалобу, адресованную тому же главврачу, под которой поставили подписи свыше сорока медиков, требующие разъяснений по поводу отмены стимулирующих выплат. После этого оклад формально поднялся, но выплаты сократили на баснословные 80%, так что на руки за месяц сотрудники скорой помощи получили по 15 тыс. рублей.
При этом зарплата врачей в среднем должна находится на уровне 200% от среднего показателя по региону, зарплата медперсонала должна составлять не менее 100%. Учитывая, что тот самый средний показатель по области достигает примерно 36,5 тыс. рублей, то в зарплатах врачей явно что-то «не сходится». И это еще, мягко говоря, пишет «Газета.Ru».
Все это происходит из-за того, что и к врачам, и к другим представителям бюджетной сферы применяют два проверенных метода – манипулируют со статистикой и измеряют показатели по принципу, который в народе называют «средняя температура по больнице».
До уровня, заявленного в «майских указах», статистику тянут, буквально, за уши: сокращают, укрупняют, оптимизируют, переводят на полставки и чего только не творят.Итогом таких «оптимизаций» стал дефицит врачей в «первичке» в количестве 25 тыс. специалистов, что подтверждают цифры от Минздрава. По среднему сегменту медико-санитарной помощи нехватка находится на уровне 130 тыс. человек. В общей сложности в здравоохранительной системе задействовано свыше 305 тыс. врачей.
Исправить ситуацию в профильном министерстве рассчитывают при помощи усложнения переходаспецов в частные клиники, а еще намереваются усложнить жизнь таким структурам путем двойного лицензирования. Правда, выйдет из этого лишь то, что медики продолжат бегство из бедных муниципальных поликлиник и больниц, а вот цены у частников повысятся. Кстати, «коррупционную маржу» чиновникам тоже никто не отменял.
В образовательной сфере ситуация ничем не отличается. Как результат, в классах обучается по 30-35 человек вместо 20-22, предписанных всеми мировыми нормативами. Учителя берут лишние часы, чтобы свести концы с концами, и времени на профессиональное самосовершенствование у них не остается.
Возвращаясь к теме медицинских зарплат, стоит сказать, что дотянуть их до формального соответствия «майским указам» удается за счет сверхвысоких заработков медначальников. Ведь зарплаты главврачей очень сильно разнятся с зарплатами обычных медиков. С позапрошлого года законодательство закрепило предельное значение разрыва в зарплатах между рядовыми работниками и руководством бюджетных организаций учреждений не уровне не более 8 раз от той самой «средней температуры по больнице».
Конечно, и такой разрыв тоже представляется довольно неприличным. В госсекторе тех же Соединенных Штатов его еще и не найдешь. Он скорее присущ крупным частным корпорациям Запада, но даже не Европы.
Так вот глава американского Минздрава, подобно всем членам администрации министерского уровня, получает в год $210 тыс. Российский министр здравоохранения Вероника Скворцова зарабатывает свыше 7 млн рублей (более $100 тыс.) – еще вроде бы в пределах разумного. Однако, потом мы смотрим на зарплаты врачей, сопоставляем и видим, что американский медик из «первички» получает от $223 тыс. в год, врач-специалист до $329 тыс. В системе «госмедицины» в США средняя заплата находится на уровне $81 тыс. в год. Отечественные же цифры кардинально иные и совсем не такие оптимистичные.
Средняя зарплата врачей по России на середину года составляла 79 тыс. рублей, сообщал Росстат. Такой показатель складывается как раз благодаря высоких заработкам медицинского, включая министерское. Про других бюджетников картина примерно та же: пока начальство роскошествует, рядовые работники уже находятся в той самой позиции, в которую своих сотрудников грозила поставить челябинская зав.