«Транснефть» решила заработать на загрязнении экспортной трубы?
Минуло два месяца с момента попадания в нефтепровод «Дружба» хлорорганики, но основные вопросы, связанные с этим ЧП до сих пор остаются открытыми. Недавно было зафиксировано новое загрязнение, которое нельзя считать случайным. Создается впечатление, что рациональное объяснение происходящему связано со словом «деньги».
Очередной факт загрязнения трубы был зафиксирован 19 июня на пропускном пункте «Адамова застава», на границе Белоруссии и Польши. Взятая там проба выявила шестикратное превышение содержание хлорорганических соединений (60 ppm), из-за чего польский PERN приостановил прокачку нефти в западном направлении.
Напомним, после инцидента, произошедшего в апреле, в «Транснефти» убеждали, что ситуация находится под контролем с постоянной проверкой качества поставляемого продукта. Тогда глава компании Николай Токарев сваливал вину на неких диверсантов, теперь же виноватой выставляют белорусскую сторону – предположительно, в соседнем государстве не сработали заглушки, из-за чего дихлорэтан попал в нефтепровод.
Одну из версий произошедшего озвучил глава Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. По его мнению, в данном случае может идти речь о создании в Польше «хлорных баков» – центров по смешиванию загрязнённого сырья с качественным. Не исключено, что произошедший на днях инцидент стал опережающей поставкой для этого проекта. Как отметил эксперт, этот бизнес представляет собой улучшение «грязного» сырья за счет хорошей нефти, поставляемой из России.
Разнящиеся показания
По утверждению руководства компании, поставки возобновятся 1 июля, а «грязное» сырье будет откачано в Новороссийск. Гендиректор «дочки» компании «Черноморсктранснефть», между тем, сообщил немецким СМИ о принятии 80 тысяч тонн «грязного» продукта. Вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов отметил, что до конца месяца планируется принять еще 35 тысяч тонн, на июль план не выставлен. Судя по этим данным, в Новороссийске из общего объема окажется максимум 10 процентов. При этом белорусский «Белнефтхим» говорит о полумиллионе тонн, вытесненных в Россию, местонахождение которых остается неизвестным.
Этот вопрос – не единственный. В соответствии с имеющейся в открытых источниках информацией, компания уже принялась поставлять в Европу качественную нефть, о чем сообщают европейские заводы. Вместе с этим президент Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Примакова РАН Александр Дынкин сообщил, что эти заводы в настоящее время работают не на полную мощность. В каких объемах были восстановлены поставки, также неизвестно.
По мнению Дынкина, может работать лишь одна из четырех ниток «Дружбы». Несмотря на возобновление поставок, европейские потребители могут убытки из-за простоя. График запуска всех четырех ниток пока не был обнародован, как и принятые компанией меры для предотвращения подобной ситуации.
Как отмечает эксперт, вопросы также есть к предложению взять на свой баланс корпоративные пункты сдачи нефти. Хочет ли компания получить их бесплатно или выкупить, а также нужно ли добывающим компаниям по-прежнему проверять качество поставляемого сырья? Отметим, что расходы на ежедневный контроль качества не отражены в бюджете, это означает, что в дальнейшем могут быть подняты тарифы на транспортировку нефти по трубам.
Цена «грязной» нефти
В число пострадавших от загрязнения нефти вошли как российские, так и иностранные компании – некачественная нефть была отправлена в Белоруссию, Венгрию, Польшу и другие европейские государства. Российская компания не назвала официальную сумму причиненного ущерба, как и объемы компенсаций. По мнению экспертов, эти суммы могут достигать сотен миллионов и даже миллиарда долларов.
Старший аналитик WMT Валерий Андрианов обращает внимание, что российской компании и ее партнерам в будущем также нужно решить, как будет освобождена вторая часть трубы. Кроме того, каким-то образом надо вывезти находящуюся в резервуарах грязную нефть.
Важнейшим моментом в данной ситуации может стать то, что российская компания предлагает потребителям 15-процентный дисконт от стоимости нефти, однако это полностью неприемлемо для потерпевших убытки компаний. Как отмечает Бондаренко, это предложение может объясняться тем, что компаудирование является источником неподконтрольной прибыли компании.
По словам эксперта, из трубы изымается хорошая российская нефть, которая переправляется на множество заводов, где из нее извлекают легкие фракции, а отходы сливают обратно в трубу, чем можно объяснить найденные в нефтепроводе примеси. Ситуацию с «дружбой» он назвал результатом компаудирования, при этом, как ни парадоксально, решить проблему можно, опять-таки, компаудированием. Таким образом, «Транснефть», оказавшись в скандальной ситуации, оборачивает ее таким образом, чтобы получить дополнительную выгоду.
По данным экспертов, данный процесс может занять 2-3 года, из-за чего западные потребители боятся очередных проблем с некачественным сырьем. При этом, помимо сугубо коммерческих аспектов в данном вопросе есть и сложности имиджевого характера: о ситуации с «Дружбой» оперативно принялись писать западные журналисты и активисты, ориентированные на борьбу с российской «энергетической экспансией».