Инвестиции, которых нет

Неужели, наконец, создали благоприятные условия для бизнеса? На словах точно да. А вот на деле… За 2018-ый год нам наговорили и наобещали немало. «Новые Известия» сравнили громкие заявления чиновников с реальными показателями.

Деньги должны делать деньги, убеждены инвесторы. Поэтому многие крупные зарубежные компании, выбирая объекты для вложения средств, опираются на рейтинги. Один из таких — «Doing Business», который отражает легкость открытия и ведения собственного бизнеса в 190 странах мира. В 2018 году Россия в этом списке поднялась на 4 позиции, до 31 места. Шесть лет назад наша страна занимала 112-ю строчку. Казалось бы, прогресс есть, если бы не одно обстоятельство: в майских указах президента от 2012-го года речь шла о вхождении России в топ-20 «Doing Business». Но надежды Владимира Путина правительство не оправдало. Тем временем, лидерство в рейтинге в очередной раз подтвердила Новая Зеландия. Сохранили свои позиции также Сингапур и Дания, расположившиеся на втором и третьем месте соответственно. За ними следуют Гонконг, Южная Корея, Норвегия, США, Великобритания и Македония. Интересно, что обогнать по бизнес-климату Россию удалось даже Грузии. Она получила наивысший рейтинг среди стран Европы и Центральной Азии и заняла 6-е место.

Тем временем, грузинское правительство продолжает реформы, способствующие дальнейшему улучшению позиций страны в рейтинге, а российские чиновники спорят с агентствами за десятые доли процента роста ВВП.

С такими цифрами о высокой привлекательности России и отечественных предприятий говорить не приходится. И это при том, что сейчас Россия нуждается в средствах из-за границы, пожалуй, как никогда ранее, поскольку иностранные инвестиции – это свежие деньги в отечественной экономике. К тому же без них невозможно полноценное развитие промышленности. В конце концов, инвестиции — это рабочие места и зарплаты для миллионов рядовых россиян.

Но, как известно, под лежачий камень вода не течет. А наши чиновники, к сожалению, пока не демонстрируют стремления корректировать планы и искать пути скорейшего выхода из кризиса.

И здесь далеко за примером ходить не надо. В базовом сценарии среднесрочного прогноза Минэкономразвития предполагается, что за 2018–2024 годы инвестиции вырастут на 47%, а их доля в ВВП к 2025 году превысит 25%. Ведомство рассчитывает на среднегодовой рост инвестиций на 5,6% при среднегодовых темпах роста ВВП в 2,6%. Но каким образом чиновники намерены достичь таких небывалых результатов при нынешнем десятикратном падении иностранных инвестиций?

Интерес есть, но инвестиций нет

Госэкономика – враг, но её стимулируют и поощряют

Спустя два года после публикации доклада ФАС ситуация только ухудшилась. Согласно результатам опросов Института Адезиса, проведённым в 2018 году, доля государства и госкомпаний в ВВП уже перевалила за 70%. Для сравнения: в СССР она оценивалась в 80% (не 100%, потому что колхозы не считались госсобственностью).

Одним из основных препятствий для инвестиций в российские активы, а следовательно развития нашей экономики, эксперты называют несовершенство правового поля.

«Очень важно заставить работать суды, чтобы возникало доверие между субъектами экономики. Сейчас в обиходе есть такое понятие как «спецсубъект». То есть судиться с крупной госкомпанией или каким-то органом исполнительной власти абсолютно бесполезно. Такой суд выиграть практически невозможно. Пока положение дел не изменится, мы так и будем очень сильно проигрывать в эффективности» —отмечает управляющий партнер и собственник Профессионального Юридического Центра «АЛИР» Александр Любосердов.

Как подчеркивает владелец группы компаний «ZENDEN» Андрей Павлов, развитие возможно только в том случае, когда игроки рынка находятся в равных условиях. «Инвестиционный и деловой климат в стране, безусловно, необходимо улучшать. И в первую очередь, за счёт законодательной базы по налогам».

Инвестиции должны быть привлекательными, но выбивают деньги силой

Как отмечают эксперты, в настоящее время власти действительно прибегают к выбиванию инвестиций либо обещаниями «золотых гор», либо палками. Причем, по словам Александра Любосердова, проблемы привлечения денежных средств часто заключаются в их форме собственности:

«У госкомпаний нет определённого хозяина и, соответственно, долгосрочных интересов. Политика строится на том, чтобы успешно осуществить инвестиции (то есть госзакупки), чтобы решить какие-то свои конкретные корыстные интересы», —отмечает Любосердов. Эксперт также обращает внимание на то, что подход к инвестированию у государственных и частных компаний коренным образом отличается.

Не добавляет оптимизма также неопределенность в долгосрочной перспективе. Поэтому, как утверждает владелец консалтинговой компании «O2 Consulting» Анна Никитченко, бизнес старается минимизировать инвестиционную активность: «Бизнес опасается рисков, боится вкладывать в проекты с длительным сроком окупаемости. Существенное внимание следует уделить защите прав инвесторов, созданию понятных фиксированных во времени правил игры и повышению степени проработанности инвестиционных проектов в регионах» — считает собеседница «Новых известий».

К тому же, все желание вкладывать средства в Россию у инвесторов отбивает недостаточная защищённость рынка: по словам Андрея Павлова, на пути инвестиционного потока уже более двух лет стоит вопрос ограничения беспошлинной трансграничной торговли. «Только 01.01.2019 г будет сделан первый и очень маленький шажок, планка с 1000 евро опуститься до 500. Надо смотреть на опыт своих конкурентов. В Китае уже сейчас -0 , в Европе -22 евро, скоро будет тоже 0. Объём ввоза товара растёт очень быстро , в этом году превысит $10 млрд.»

И плюс ко всему, по мнению Павлова, процесс сильно тормозится из-за отсутствия персональной ответственности чиновников:

«В стране есть ответственный за сбор налогов. И он прекрасно справляется с задачей, показывает рост на 20% на фоне практически нулевого роста ВВП. Хочется, чтобы кто-то стал решать задачу по росту ВВП от 7% и нёс за это ответственность. Тогда придётся принимать решения. А так мы теряем будущее», — уверен эксперт.

Регионы должны работать на привлечение инвестиций, но денег на это им не дают

Как подчеркивает Александр Любосердов, сейчас необходимо проводить налоговую реформу и перераспределять налоги в пользу бюджетов регионов и муниципалитетов. Средства, по словам эксперта, должны пойти на развитие этих же субъектов. «Нынешняя система крайне сконцентрирована в федеральном центре. При такой ситуации спрашивать результаты с регионов совершенно бессмысленно. У некоторых регионов доходы бюджета сопоставимы с выручкой среднестатистичекой компании крупного бизнеса», — сетует Любосердов.

Безусловно,межбюджетная политика государства — вопрос не одного дня. Но вряд ли кто будет отрицать нехватку инвестиций в отечественной экономике. Причем, речь идет о крупных суммах, необходимых для развития страны. Иначе россияне будут вынуждены попросту выживать (в общем-то, многие читатели, пожалуй, скажут, что именно это мы уже и делаем).

Впрочем, есть и те, кто придерживается другой точки зрения. В их числе бывший глава Минэкономразвития, а ныне глава Сбербанка Герман Греф. Цитата банкира и экс-чиновника (но по всей видимости, бывших чиновников не бывает) не нуждается в комментариях. Здесь вы не найдете подтекста и не нужно читать между строк. Устами господина Грефа озвучено, пожалуй, все – и отношение власти к нашей стране, к ее будущему и простому народу, который уже на протяжении десятилетий продолжает верить чиновникам, чьим сказкам позавидовал бы сам ученый кот Пушкина.

«Инвестиции — не самое главное, самое главное — это наличие компетенции, концентрация специалистов с высокой компетенцией и гибкой моделью управления. Это значительно более важно, чем большой объем капитала» — Герман Греф, октябрь 2018 г.

В общем, развиваться нам предстоит на чистом энтузиазме. А что? «Программировали» же люди в 80-х в своих тетрадках, проигрывая компьютерные программы у себя в голове из-за недоступности компьютеров. Заодно и воображение развивали – тоже неплохая компетенция.

«Новые Известия»