Детали закрытого заседания, на котором давал показания Олег Феоктистов, частично стали известны СМИ.
Расшифровку стенограммы, как сообщают в «Русской службе BBC», передал изданию некий приближенный источник, пожелавший сохранить анонимность, а правдивость предоставленных им сведений была подтверждена другим источником.
Речь идет о расследовании дела о взятке в 2 млн долларов, якобы вымогаемой у главы «Роснефти» бывшим министром экономразвития Алексеем Улюкаевым.
Феоктистов, занимавший пост главы СБ нефтяной корпорации генерал ФСБ, показал на суде, что именно он изыскал требуемую сумму – с этими деньгами и был задержан Улюкаев 14 ноября прошлого года. По его словам, деньги дал «хороший знакомый», частный инвестор. Причин, по которым Феоктистову понадобилась столь внушительная сумма, генерал, как утверждает он сам, не сообщил. Знакомый принес деньги к зданию «Роснефти», глава СБ отвез их в свое подразделение и передал одному из сотрудников по соответствующему акту.
В копиях протоколов допроса главы корпорации Игоря Сечина также фигурируют сведения о том, что именно Феоктистов занимался поиском 2 млн долларов, правда, подлинность показаний тогда ставилась под сомнение, тем более что позднее Феоктистов предпринимал попытку уклониться от прямого ответа на вопрос, известно ли ему происхождение денег. Отвечал он так (цитата «Русской службы BBC»): «Меньше знаешь – крепче спишь. Помню: принес, дал».
Из аудиозаписи показаний следует, что известную сумму привезли в офис «Роснефти» сотрудники ФСБ утром 14 ноября прошлого года.
Сечин был проинструктирован на предмет своего дальнейшего поведения: оно должно было выглядеть естественно, не провоцирующее; что именно глава корпорации должен был при этом говорить, не уточняется. Деньги положили в «докторский» (слова Феоктистова) саквояж, закрытый на ключ, который передали генералу, завернули сумку в бордовую ткань и отдали Сечину. Последний ключа не трогал – он находился в запечатанном конверте. Феоктистов, как говорит он сам, вскрыл конверт и «высыпал» его содержимое, то есть собственно ключ, в карман куртки Сечина. По некоей «традиции» (также цитата) Улюкаева должны были встречать на улице.
На момент приезда министра саквояж лежал «под елкой» у президентского подъезда офиса «Роснефти». После 2-3-минутной беседы министр «довольно-таки бодро» взял сумку и «положил ее в багажник», затем Сечин и министр прошли в офис корпорации. Оттуда Улюкаев вышел через 10-15 минут, сел в свой автомобиль и был задержан ФСБ-шниками при выезде с территории «Роснефти».
Что касается самого эпизода вымогательства взятки, то его Феоктистов воспроизводил в ходе заседания со слов собственно участника – Игоря Сечина.
Как следует из записи, требование имело место в Индии, на Гоа, где тогда проходил саммит БРИКС. В ходе обсуждения сделки Улюкаев, если верить рассказчикам, сообщил, что вследствие благополучности ее завершения, к чему министр якобы приложил руку, нужно «забрать определенный объем», показав два пальца. Сечин не сразу понял, что имеется в виду, и начал переспрашивать, после чего, проанализировав приложенные министром к лацкану два пальца, сделал вывод о взятке в 2 млн долларов. Улюкаев не отрицал факт встречи с главой «Роснефти», но говорил, что речь о деньгах вообще не велась.
Ныне уволенный с поста главы СБ «Роснефти» Олег Феоктистов говорил на суде о себе как о «военном пенсионере», не внося при этом ясности в части имени того, кто «сдал» экс-министра экономразвития. Сначала генерал утверждал, что автором заявления на Улюкаева является Игорь Сечин, а подписывали документ они оба. Затем, отвечая на соответствующий вопрос судьи, Феоктистов сказал, что сам и писал, и подписывал бумагу, ну а в диалоге с адвокатом, задавшим тот же вопрос, говорил о совместной работе в обоих случаях. Так или иначе, в момент передачи рокового заявления в ФСБ Феоктистова не было, и он допускает, что сделал это лично Сечин в «установленном порядке».