Воскресенье, 4 декабря, 2022 | USD: 61,77 EUR: 64,99

Качать правами

https://pixabay.com/ru/

В автошколах утверждают, что оказались на грани закрытия.

https://pixabay.com/ru/

Автошколы в России стали закрываться одна за другой, утверждают в отрасли. Эпидемия коронавируса и экономические сложности, связанные с санкциями, привели к тому, что предприятия потеряли в рентабельности, рассказали «Известиям» представители бизнеса. В целом за последние десять лет количество автошкол сократилось почти наполовину — с 14 тыс. до 7 тыс., а учеников — с 5 млн до 2,5 млн в год. Ближайшие месяцы заставят владельцев организаций сделать выбор между закрытием и повышением цен на обучение, утверждают они. Впрочем, с такой позицией согласны не все: по словам экспертов, благодаря демографическому подъему в начале нулевых спрос на услуги автошкол может вновь начать расти, что скорректирует ситуацию.

Из огня да в полымя

К концу года большей части автошкол в России придется закрыться, уверена президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. По словам представителей отрасли, еще не вставший на ноги после пандемии бизнес может не выдержать роста издержек из-за подорожания автомобилей и запчастей, при этом поток клиентов стремительно сокращается.

— Мы почти полгода не работали из-за эпидемии COVID-19. Но аренду никто не отменял, приходилось платить, — напомнила Елена Зайцева.

Она добавила, что до 2022 года интерес у людей к обучению в автошколах еще сохранялся, но этой весной количество будущих водителей заметно сократилось — примерно на 50% по сравнению с доковидными временами. Причину этого эксперт видит в снижении покупательной способности населения.

— Машины подорожали, комплектующие к ним тоже. Автомобили стали менее доступными для людей, а значит, и водительское удостоверение не особо нужно, — добавила Елена Зайцева.

Стремительный рост цен на машины и комплектующие ударил и по автошколам. Транспортные средства, которые принадлежат им, изнашиваются, но в нынешних условиях заменить их проблематично.

— У нас нет возможности сейчас покупать новые машины, — подчеркнула эксперт.

Если раньше машина с механической коробкой передач стоила 500 тыс. рублей, а с автоматической — 800–900 тыс., то сейчас цены выросли вдвое.

— Придет время, когда мы просто не сможем справиться с этой проблемой и у нас не будет на чем учить, — посетовала Елена Зайцева. — Такими темпами в автошколах останутся одни стенды с симуляторами.

По мнению эксперта, останутся на плаву лишь те автошколы, у которых помещения находятся в собственности и есть госконтракты на подготовку водителей. Но цены на услуги всё равно вырастут, отметила она.

Проблемы у автошкол начались еще в 2010 году — уже тогда представители бизнеса стали наблюдать спад спроса на свои услуги, добавил председатель правления Союза автошкол Москвы, член высшего совета «Сильной России» Александр Ачкасов.

— С 2005 по 2010 год только по Москве выпускалось 120 тыс. водителей, а сейчас и 70 тыс. еле набирается. По стране в целом в те годы учиться водить приходило 3–5 млн человек, а сейчас вполовину меньше, — отметил эксперт.

Он добавил, что десять лет назад в России работало до 14 тыс. автошкол, сейчас — только 6–7 тыс. Сначала главной причиной закрытия учреждений была демографическая яма, а потом пришел коронавирус, пояснил эксперт.

Дорого и небогато

Подмосковной автошколе «Якорь» пришлось свернуть свою деятельность в январе 2022 года, рассказал «Известиям» бывший директор учреждения Игорь Пликус.

— Когда нам из-за коронавируса на полгода запретили оказывать услуги, аренду и зарплаты платить приходилось. Нам удалось продержаться, договорились с владельцем здания. Ограничения сняли, люди стали приходить. Но долг остался. А цены на обслуживание только росли, — рассказал он. — В среднем на обслуживание автомобиля уходит около 100 тыс. рублей, в случае с автошколами то же самое, но умножьте это на десять машин, к примеру, — круглая сумма. И обслуживаем мы машину чуть ли не раз в квартал.

До пандемии COVID-19 у «Якоря» было 10 учебных групп по 10–15 человек. К декабрю 2021-го школа еле набрала четыре группы по десять учеников, а в январе — и того меньше.

— Нам просто пришлось закрыться, и видимо, не зря, потому что с ценами на транспорт и комплектующими мы бы попали в еще большие долги. Скорее всего, если на рынок не придут недорогие китайские машины, то 80% школ закроется. Если повышать цены, а к этому всё равно придут даже те школы, что останутся, то минимум на 7–10 тыс. Стоимость обучения сейчас варьируется от 10 до 40 тыс. И то за 10 тыс. уже очень мало где вас будут учить. Как много людей позволят себе курс за 50 тыс.? Ответ понятен, — посетовал Игорь Пликус.

Некоторые автошколы дотянули до лета 2022 года, но всё равно прекратили работу.

— Мы закрылись в июне. Просто пришлось, потому что еще от ковида не оправились, а тут санкции и уход автомобильных компаний, из-за которых взлетели цены на машины, комплектующие и обслуживание, — рассказал «Известиям» директор закрытой автошколы из Самары Андрей Борисов. — У нас был шанс продолжить работать, но мы бы продержались до августа и всё равно закрылись бы. Учеников немного, а повышать цены тоже нерентабельно, потому что люди и за 20 тыс. не хотят учиться.

Не все эксперты столь пессимистичны. Благодаря тому что период «демографической ямы» закончился, спрос на автошколы будет расти, считает гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.

— О закрытии большинства автошкол говорить в данный момент нецелесообразно по нескольким причинам. Во-первых, статистику, объективно отражающую ситуацию, мы получим только к концу года: ликвидация любого юридического лица с лицензией — процесс не одного дня. Во-вторых, важно понимать, что услуга востребована и формирует хороший рынок: на данный момент обучаются порядка 2 млн человек в год, что при стоимости 30–50 тыс. рублей на каждого уже образует сегмент как таковой, — считает Вадим Мельников.

По его мнению, повышение цен всё равно коснется автошкол, так как изменилась стоимость запчастей, но речь не идет о кратном увеличении. А потенциальные проблемы с пополнением автопарка можно решить как за счет импортозамещения, так и с усилением присутствия на рынке азиатских производителей.

Роман Солдатов

“Известия”

<
Пол над головой

Пол над головой

В России появились первичные апартаменты в подвалах

>
Бизнес отказывается шить российскую одежду взамен западной

Бизнес отказывается шить российскую одежду взамен западной

Уход с российского рынка крупных сетей одежды и обуви должен был открыть широкие

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru