Вторник, 19 марта, 2024 | USD: 91,98 EUR: 100,24

Тело без антитела

Изучены особенности клеточного иммунитета россиян к коронавирусу.

Российские ученые исследовали особенности клеточного иммунитета к коронавирусу. Выяснилось, что этот защитный механизм может работать и у тех, кто переболел COVID-19, и у тех, кто не столкнулся с инфекцией. Вероятно, часть этих испытуемых всё же перенесли болезнь бессимптомно или же у них сработала Т-клеточная память на другие сезонные коронавирусы, предполагают специалисты. Также ученые сумели выделить те участки спайк-белка, на которые защитная система организма реагирует больше всего. Это позволит создать эффективные вакцины и точные диагностические тест-системы.

Не только антитела

У большинства переболевших COVID-19 есть антитела к вирусу. Но у части пациентов эта иммунная реакция полностью отсутствует. Уничтожение вируса в их организме могло произойти за счет другой части иммунной системы — Т-лимфоцитов, или Т-клеток. У большинства инфицированных эти клетки действительно способны распознавать фрагменты вируса, показало исследование ученых из ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России. Более того, выяснилось, что у людей, которые не болели COVID-19, тоже встречаются Т-клетки, которые реагируют на SARS-CoV-2.

В своем исследовании ученые описали два типа иммунного ответа на новый коронавирус: антитела и Т-клеточный ответ. Они рассматривали биоматериалы переболевших COVID-19 (31 образец), не болевших (14), а также образцы из биобанка, которые были взяты еще до пандемии (10). Оказалось, что в крови, взятой весной-2020 у тех, кто не перенес COVID-19, значительно больше Т-клеток, узнающих вирус, чем в образцах из биобанка. Авторы исследования объясняют это так: среди тех, кто не заболел, некоторые, вероятно, всё равно успели столкнуться с вирусом.

— Мы не до конца понимаем природу этого иммунного ответа, — рассказала «Известиям» первый автор статьи, участник грантов РНФ, сотрудник Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алина Шомурадова. — Т-клеточный ответ может наблюдаться из-за того, что активируются клетки иммунологической памяти на другие коронавирусы, которые существовали вокруг нас и до 2019 года. Или, например, эти люди на самом деле перенесли COVID-19 бессимптомно и не выработали антитела к вирусу.

При этом не болевшими в работе считали тех, у кого был отрицательный результат ПЦР-теста, подчеркнули исследователи. То есть нельзя исключить того, что на самом деле количество переболевших может быть значительно выше официальных данных.

Особые участки

Иммунологи Центра гематологии также описали участки спайк-белка SARS-CoV-2, которые вызывают наиболее сильный иммунный ответ у переболевших COVID-19. Встретившись с этим белком, защитная система человека «запоминает» вирус, и, если он попадет в организм, сможет его обезвредить.

Оказалось, что два участка вируса распознаются иммунной системой большинства людей-носителей самого распространенного в Европе варианта гена HLA-A, отвечающего за демонстрацию фрагментов вирусов Т-лимфоцитам. Оба выявленных фрагмента уникальны для нового SARS-CoV-2, то есть отличают его от других коронавирусов. Значит, их можно использовать, чтобы выделять людей, переболевших именно COVID-19.

— Нужно понимать, что Т-лимфоциты распознают вирус не целиком, а его короткие фрагменты. И у разных людей в силу генетических особенностей эти фрагменты разные, — сообщил «Известиям» заведующий лабораторией трансплантационной иммунологии в НМИЦ гематологии Минздрава России Григорий Ефимов. — Выходит, что вирусу не так просто уйти от иммунной системы, ведь он мог бы внести мутации в распознаваемые участки и тем самым стать невидимым для Т-лимфоцитов. Но это сложно, так как такие мутации против одного человека будут эффективны, а для других нет.

Понимание того, какие именно фрагменты вируса распознает иммунитет большинства людей, поможет определить, насколько эффективны вакцины и содержат ли они именно эти уникальные участки. Также это позволит создать максимально эффективные тест-системы, которые будут показывать уровень Т-лимфоцитов, и указывать именно на SARS-CoV-2, а не какой-либо другой коронавирус.

Эффективные вакцины

Часть современных вакцин рассчитана не только на выработку антител, но и на формирование клеточного иммунитета, отметил директор научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Альберт Ризванов. С этой точки зрения наработки коллег важны не только с точки зрения понимания фундаментальных процессов, но и имеют практическое значение.

— Вакцина «Спутник-V», а также вакцины Pfizer и Moderna должны хорошо работать не только для получения антител, но и для стимуляции клеточного иммунитета, рассказал ученый. -– Они приводят к тому, что клетки сами начинают производить вирусные белки-антигены и провоцируют такую реакцию на антиген, которая бы произошла при естественном заражении. Такого обычно не происходит при использовании, например, ослабленных рекомбинантных или инактивированных вирусных вакцин.

Выводы исследования подтверждают гипотезы о достаточно большом количестве людей, у которых нет антител к SARS-CoV-2, но есть Т-клеточный иммунитет, подчеркнул руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ (вуз-участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Павел Волчков.

— К сожалению, выборка в этой работе такая маленькая, что она не дает нам возможности сделать выводы о том, какой процент в нашем обществе уже защищен таким образом от COVID-19, — отметил он.

По словам эксперта, если анализ на Т-клеточный иммунитет подтверждает его наличие, то, с точки зрения иммунологии, он должен защищать человека при следующей встрече с коронавирусом. Но этот факт тоже еще нужно доказать.

— Если бы я был автором этой статьи, я бы сформировал большой пул таких людей с Т-клеточным иммунитетом, за которыми бы наблюдал длительное время. Во-первых, интересно, заболеют они COVID-19 или нет. А во-вторых, я бы попробовал последить, какое количество Т-клонов у них останется в кровотоке через некоторое время, — рассказал Павел Волчков.

Результаты работы, поддержанной Российским научным фондом (РНФ), опубликованы в журнале Immunity (Cell Press).

Мария Недюк