Социальная сеть Facebook приступила к блокировке аккаунтов финансовых организаций, собирающих сведения об интернет-пользователях.
Поводом для лишения банкиров, включая владельцев микрофинансовых организаций и страховых компаний, доступа к личной информации зарегистрировавшихся в соцсети Facebook пользователей послужил закон о персональных данных, запрещающий коммерческое использование таких сведений третьими лицами. Кредитные организации и скоринговые агентства активно применяют новейшие методики оценки платежеспособности потенциального заемщика путем анализа его деятельности в сети Интернет – финансисты просматривают и анализируют опубликованные в общем доступе фотографии, их географическую привязку (геотеги), количество поставленных под чужими фото лайков и написанных комментариев. Это позволяет дополнить картину о финансовом состоянии потенциального клиента, обращающегося к кредиторам за выделением нового кредита. Для большинства МФО такой способ остается единственным вариантом улучшения статистики по возвращаемости выданных микрозаймов за счет отказов выдавать деньги наиболее “расточительным” интернет-пользователям, предпочитающим только тратить, но не зарабатывать денежные средства.
Лишившись доступа к личным данным пользователей соцсетей, банки называют инициативу руководства сети Facebook, к идее которого рассчитывает присоединиться и администрация “Вконтакте”, попыткой повысить уровень получаемых от рекламы доходов за счет прямой продажи таких сведений о владельцах аккаунтов в социальных сетях запросившим данную информацию финансистам. По мнению банкиров, дополнительная прибыль – ключевое основание для преподнесенного в качестве “благоприятного для интернет-пользователей” решения в отношении кредитных и страховых организаций, которым вскоре придется платить крупные суммы за приобретение уже обработанных и собранных по определенным критериям оценки статистических данных. В этом случае передавать персональную информацию компании Facebook и “Вконтакте” смогут только о тех пользователях соцсети, кто согласился на обработку этих данных и возможность их передачи третьей стороне – потенциальным кредиторам или страховщикам. В противном случае анализировать платежные способности заемщиков и страхователей придется без применения доступных на интернет-площадках Facebook и российской компании “Вконтакте” технических инструментов.
Стоит понимать, что отказ соцсетей “помогать” банкам собирать персональные данные об интернет-пользователях вовсе не лишает банкиров возможности получать эти сведения “на стороне”. Для этого могут применяться комплексы сбора и обработки информации в сети Интернет, расположенной в открытом и неограниченном доступе. Стремящиеся улучшить показатели своих кредитных портфелей финансовые организации давно разработали и активно используют подобные программные продукты, действуя вне рамок правового поля, то есть неофициально. “Поймать за руку” нерадивых финансистов невозможно – оценка благонадежности заемщика осуществляется путем сбора публичных сведений, а результат анализа влияет только на неофициальный показатель скоринга обратившегося за займом клиента.