Пятница, 3 февраля, 2023 | USD: 70,04 EUR: 76,96

Французская сеть Decathlon решила продать свой бизнес в России

Один из крупнейших в мире ретейлеров спортивных товаров Decathlon выставил на продажу свой бизнес в России. Сеть приостановила поставки товаров на российский рынок и закрыла все местные магазины в 2022 году.

Французский ретейлер спортивных товаров Decathlon начал поиск покупателя на свои активы в России. Об этом РБК рассказали два источника в крупных торговых сетях и два источника в консалтинговых компаниях. Decathlon рассчитывает продать весь бизнес целиком, сообщили три собеседника. По словам еще одного источника, ретейлер готов отдельно продать принадлежащую ему недвижимость.

Весной 2022 года в России было 57 магазинов Decathlon, сейчас, согласно информации на сайте компании, их осталось 28. После начала военной спецоперации России на Украине и ввода западных санкций компания объявила о приостановке поставок товаров на российский рынок. Все магазины, в том числе интернет-магазин «Декатлон», в России были закрыты 27 июня. На российском сайте компании указано, что точки закрыты временно, «продажи приостановлены на неопределенный срок». В пресс-службе Decathlon отказались комментировать информацию о продаже бизнеса в стране.

Сколько может стоить бизнес Decathlon

По подсчетам консалтинговой компании CORE.XP, Decathlon в России принадлежит не менее 135 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Основная часть недвижимости — это отдельно стоящие гипермаркеты (так называемые коробки): всего 20 зданий общей площадью 91 тыс. кв. м, площадь каждого — от 3 тыс. до 10 тыс. кв. м. Кроме того, компании принадлежат офисные и складские помещения. Около некоторых гипермаркетов есть незастроенные земельные участки, которые также принадлежат сети.

В России у Decathlon два основных юрлица — «Октоблу» и «Блу Хаус». Через «Октоблу» ретейлер ведет продажи, на это же юрлицо оформлены договоры аренды магазинов в торговых центрах, не принадлежащих компании. Выручка «Октоблу» за 2021 год составила 28,6 млрд руб., чистая прибыль — 1,5 млрд руб. (итогов за 2022 год пока нет). На «Блу Хаус» оформлена недвижимость, которая находится в собственности компании, часть площадей ретейлер сдает в аренду сторонним компаниям. Выручка «Блу Хаус» за 2021 год составила 948,6 млн руб., прибыль — 123,5 млн руб.

Гендиректор аналитической компании INFOLine Иван Федяков оценивает бизнес Decathlon в России в 13–15 млрд руб. Сейчас все сделки по продаже компаний из недружественных стран должны получать разрешение специальной подкомиссии Минфина с целью предотвращения вывода капитала из страны на фоне западного санкционного давления. Один из критериев, которыми подкомиссия пользуется при принятии положительного решения, — продажа актива с дисконтом в размере не менее 50% от стоимости, определенной в ходе независимой оценки.

Decathlon — один из крупнейших продавцов спортивных товаров в мире. В 2021 году объем продаж компании вырос на 21% и составил почти €14 млрд без учета налогов, чистая прибыль — €913 млн. Компанию в 1976 году основал Мишель Леклерк. В Россию сеть пришла в 2006 году. Согласно отчетности за 2021 год, компания принадлежит семье Леклерк (42,39%), семье Мюлье (44,13%) и работникам компании (13,48%). Семья Мюлье владеет также сетями Auchan, Leroy Merlin, Kiabi, Pimkie и другими. Мишель Леклерк и основатель Auchan Жерар Мюлье — двоюродные братья.

Кого может заинтересовать бизнес Decathlon

Привлекательность активов Decathlon для инвесторов будет зависеть от структуры сделки и того, возобновятся ли поставки товаров ретейлера в Россию, отмечает старший директор, глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. По ее словам, активы могут заинтересовать в первую очередь отраслевых розничных игроков, а также девелоперов и профессиональные ретейл-фонды.

Российским бизнесом Decathlon могут заинтересоваться как частные локальные инвесторы, которые нацелены на расширение текущего портфеля, так и крупные институциональные игроки, считает руководитель департамента рынков капитала и инвестиций IBC Real Estate Микаэл Казарян. Институциональные игроки могут рассматривать покупку активов как целиком, так и частями для последующей перепродажи участникам профильного бизнеса, добавляет он. РБК направил запросы в спортивные сети «Спортмастер» и «Кант».

Федяков полагает, что продать российский бизнес целиком Decathlon не удастся. «Ситуация схожа с той, что у ретейлера IKEA, — слишком крупноформатные объекты, кроме того, Decathlon специализировался на продажах огромного объема продукции под собственными торговыми марками, и на создание такого производства у других ретейлеров ушли бы годы», — говорит он. IKEA окончательно закрыла магазины в России в августе 2022 года и ищет покупателя на производственные активы в стране. В собственности компании в России остаются торговые центры «Мега» (сами ТЦ продолжают работать) и синие «коробки» IKEA, которые, возможно, будут сданы в аренду.

Поскольку Decathlon заходил на рынок довольно поздно, французская сеть занимала не всегда удачные и специфические площади, в которые потребители приходили во многом благодаря силе бренда, объясняет Федяков. На рынке ретейла активы могут подойти только сегменту DIY (от англ. do it yourself, то есть «сделай сам»), поскольку расположены в подходящих для таких магазинов районах, а на крупных площадях хорошо хранить стройматериалы, добавляет эксперт. Однако он убежден, что в текущих реалиях потребительского рынка розничные игроки не станут приобретать объекты Decathlon — в большинстве случаев в торговой сфере они будут приносить только убытки. Но эти площади могут интересовать логистических операторов и производителей, предполагает эксперт: на этих площадях нетрудно открыть как даркстор (специальный склад с продуктами, в котором собирают онлайн-заказы для доставки еды), так и небольшое производство.


Какие западные сети ушли из России

За прошлый год о приостановке работы в России или о закрытии бизнеса в стране заявили сотни международных компаний. Среди ретейлеров полностью свернули бизнес шведская группа H&M (магазины H&M, COS, & Other Stories и другие), шведская сеть IKEA, датская Jysk. Испанская Inditex (Zara, Massimo Dutti, Oysho и другие) закрыла магазины и продала бизнес. Планируется, что ее магазины откроются заново, но под другими брендами, так уже произошло с магазинами шведской LPP (Reserved, Cropp, Sinsay и т.д.), которые сменили названия после перепродажи. Часть иностранных ретейлеров еще не приняли решения о дальнейшей судьбе бизнеса в России, их магазины остаются закрытыми — например, у японской сети Uniqlo.

Закрытие магазинов отрицательно сказывается на покупательском трафике и выручке торговых центров. В целом на фоне западных санкций в январе—ноябре 2022 года оборот непродовольственной розничной торговли в России снизился на 10,5%, до 19,4 трлн руб.


Фото: pixabay.com

Надежда Фёдорова, Анна Левинская

“РБК”

<
Почему 11 украинских высокопоставленных чиновников потеряли свои посты

Почему 11 украинских высокопоставленных чиновников потеряли свои посты

На Украине более десяти высокопоставленных должностных лиц покинули свои посты

>
Российские фильмы впервые собрали больше половины всей кассы года

Российские фильмы впервые собрали больше половины всей кассы года

Отечественные фильмы по итогам 2022 года впервые обеспечили больше половины

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru