Вторник, 31 января, 2023 | USD: 69,59 EUR: 75,78

И пошло все в доме кувырком: с любовью о Шекспире

Удивительной комедией «Двенадцатая ночь, или Как угодно» (режиссер Юрий Муравицкий, художник Ваня Боуден, хореограф Никита Чумаков) в Москве завершились организованные Росконцертом Большие гастроли Никитинского театра из Воронежа. Окончанию турне поставлен восклицательный

То, что спектакль трижды номинант на соискание театральной премии «Золотая маска» 2022 года, говорило о многом. И аншлаги декабрьскими вечерами в «Новом манеже» доказали, что не напрасно воронежцы замахнулись на Уильяма, на Шекспира…

Словно круговорот времен! Больше четырех столетий назад родилась эта пьеса, как развлечение к закрытию рождественского сезона, и даже с названием для своего шедевра гениальный автор не стал особо заморачиваться: просто «Двенадцатая ночь…». Но, и сегодня, спустя века, три с лишним часа с антрактом пролетают, словно на одном дыхании.

Своим остроумным веселым дурачеством, мастерством перевоплощения, современным прочтением пьесы, молодые комедианты проникают «в самые глубины сердца».

На подмостках, в форме палубы корабля, сколочена гигантская песочница. Бесценные афоризмы и мудрые шутки Шекспира сыплются, переливаясь, также, как золотой песок в этой бездонной песочнице, она для артистов одновременно и сцена, и танцплощадка, и декорация, и ринг для их веселых актерских поединков, ведь спектакль поставлен в стиле английского уличного театра.

Тут все грани комедийного жанра на выбор – и фарс, буффонада, и откровенное шутовство, паясничанье, гротеск. Окарикатуривание шекспировских персонажей, самоирония.  Перемешивается не только песок под ногами – актеры по ходу пьесы меняются ролями, до предела усложняя тем самым задачу себе и зрителю. Вот, уж, где смешать и смешить близко по смыслу.

Дважды – в начале и после антракта – артисты и публика в зале выбирают по жребию кому каких персонажей играть. И это ещё более взвинчивает интерес и напряжённость: получается настоящий батл, кто кого. Ведь жребий все перекраивает – женщины играют мужчин, мужчины женщин.

А, может, это и есть истинный театр, которому не важны декорации и костюмы, и бородатый здоровяк может мастерски сыграть жеманную графиню, а тонконогая девица – рыцаря, и все это смешно, несерьёзно, и в то же время правдиво. Комедия, да и только!

На сцене молодежь, в зрительном зале тоже. На сцене хип-хоп, рэп, бутафорский минимализм, азарт и безбашенность. Энергетика молодости льется через край, и в этом прелесть этого задорного спектакля.  Роли исполняли Борис Алексеев, Марина Демьяненко, Светлана Строева, Максим Федотов, Алексей Савин, Андрей Клочков, Илья Крылов, Александр Габура, Александра Сабаева, Даниил Чекрыгин.

Будь Шекспир в зале, я думаю, он хохотал бы вместе со всеми – и зрителями, и актерами, которые явно получали великую радость от того, что делают.

Серьезные литературоведы пытаются строить разные остроумные теории о том, что в этом произведении Шекспир прощается с веселостью, и что, якобы, он уже исчерпал все источники комизма. На что хочется ответить репликой из его «Двенадцатой ночи»: «Умники часто думают, что они бог весть как остроумны, и все-таки остаются в дураках!».

Кто часто умирает от смеха, тот дольше живет. Ходите на Шекспира!

Олег ЗЛОБИН

фото автора

<
Российский живой коллаген отмечен дипломами за инновации

Российский живой коллаген отмечен дипломами за инновации

Отечественная разработка вызвала большой резонанс В финале года подводятся итоги

>
В деле о коррупции в Европарламенте замешано Королевство Марокко

В деле о коррупции в Европарламенте замешано Королевство Марокко

Новыми действующими лицами в деле о коррупции в Европарламенте, в котором уже

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru