Среда, 30 ноября, 2022 | USD: 60,75 EUR: 63,30

Компенсация с подвохом

Фото: Новый Взгляд

На каких условиях банки будут компенсировать потери клиентам из-за действий мошенников?

Фото: Новый Взгляд

Банки, отправившие клиентские средства на счет мошенника, обязуются в течение месяца вернуть потери жертвам аферизма. Такая поправка в закон «О национальной платежной системе» предложена Центробанком, сообщает «Московский Комсомолец». Однако, хочется, чтобы благой импульс не прошел впустую.

Рациональная и благородная инициатива ограничена жесткими правовыми рамками. Например, возвращение средств может быть осуществлено, если мошеннический счет занесен в базу данных регулятора. Если же нет, то средства, вероятнее, пропадут. Ведь и Центральный банк не является всевидящим, его функции надзора простираются до определенных границ. К слову, банки также не являются заинтересованным лицом в этой истории – кому хочется больше обязанностей и мороки?

Сам закон не регламентирует срок, в течение которого финансовые структуры обязаны возместить потери украденных денег. Так, по словам главы департамента информационной безопасности ЦБ Вадима Уварова, поправка уточняет, что теперь средства должны быть возвращены в течение 30 дней после получения жалобы от владельца счета. Если речь о трансграничных переводах, то срок составляет 60 дней. Помимо этого, Центробанк предложил на два дня блокировать возможности осуществлять операции на подозрительный счет.

Стоит учитывать, что поправка пересекается с проектом закона об информационном обмене с МВД, который уже утвержден Госдумой в первом чтении. Согласно законопроекту правоохранители получат доступ к системе и возможность в режиме реального времени отслеживать подозрительные переводы с соблюдением условий банковской тайны. И все бы хорошо…

Однако, сегодня уровень кибер-мошенничества в нашей стране запредельно высокий, уточняет сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. За прошлый год банки осуществили переводов на мошеннические счета на сумму в размере свыше 13 млрд руб. А компенсировать удалось лишь 6,8% от украденного. В позапрошлом году возвратили 11,3% похищенных средств. Соответственно, еще годом ранее объем возвращенных средств был еще выше на 3 процента. С каждым годом способы обмана клиентов становятся все более тонкими и искусными, поэтому противодействовать мошенничеству действительно необходимо на государственном уровне. В проекте регулятора есть очевидные преимущества и положительные моменты, но имеются и слабые стороны, уточнил эксперт.

Приостановка любых операций с сомнительным счетом полезна, если речь идет об аферистах. Клиент получает время разобраться с кражей денег, обратиться к банку за помощью. И средства будут заморожены и своевременно возвращены владельцу. Но финансовые организации получают лишь дополнительные инструкции и обременение. Часть оборотного капитала придется перечислять в фонд для выплат компенсаций. С этим могут быть проблемы у небольших банков, указал специалист.

Опять же, ответственность за переводы с банковской карты лежит на ее владельце. Именно он «добровольно» передает свою личную информацию. А банк в этой схеме является исполнителем, рассказывает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников. Поэтому даже ошибочные операции отменить непросто.

Инициатива регулятора сможет немного исправить ситуацию, но не переломить. В базе данных ЦБ нет всех мошеннических счетов. Аферисты регулярно находят новые варианты. Да и банки могут вставлять палки в колеса, требуя от пострадавшей стороны кучу документов, подытожил он.

<
Блондинка на силиконе

Блондинка на силиконе

Как жила погибшая в Санкт-Петербурге звезда “Дома-2” Настя Кочервей

>
Держатели ипотеки под 0,1% годовых разоряются из-за риелторов

Держатели ипотеки под 0,1% годовых разоряются из-за риелторов

Усилия правительства пошли прахом – жилье не стало доступнее после введения

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru