Подчиненные Шувалова настаивают на недействительности сделок.
Проблемный актив ГК «Ростех», который ранее входил в состав корпорации «Уралвагонзавод», – «Юргинский машиностроительный завод» – стал полем для крупных конфликтов и столкновений подчиненных председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова и гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. Структура, которую начали спасать еще при Олеге Сиенко и Амане Тулееве, а потом отдали развивать нынешнему директору УВЗ Александру Потапову, несмотря на миллиардные вложения и наполеоновские планы последнего на Азию и Африку, все-таки скатилась в банкротство. Причем разбирательства в суде показали долги более чем на 10 миллиардов рублей, где ВЭБ.РФ выступил против требований «РТ-Капитал», сославшись на ущерб правам независимых кредиторов, и попробовал оспорить сделки, связанные с УВЗ. Суды на текущий момент приняли сторону «дочки» «Ростеха», посчитав, что аффилированность сама по себе – не порок, и вспомнив о «достижении целей и задач военной доктрины РФ», а за средствами машзавода выстроились самые разные игроки от трубников до структур «Газпрома», «Мечела» и «Металлоинвеста» Алишера Усманова. Свои претензии на миллиард машиностроителям предъявила и ФНС.
Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения жалобу Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по сделкам ООО «Юргинский машиностроительный завод» (Кемеровская область) с ООО «УВЗ-Сервис». Ранее с требованием о признании недействительными операций выступил конкурсный управляющий машзавода Артемий Кузнецов.
В частности, арбитражный управляющий хотел оспорить соглашения о предоставлении ООО «Юргинский машзавод» займов от «УВЗ-Сервис» более чем на 135,5 млн рублей, соглашения между «УВЗ-Сервис» и «УралВагонЗавод-Транс» по передаче прав требований, и договор об уступке прав между «УВЗ-Транс» и ООО «РТ-Капитал».
ВЭБ.РФ поддержал доводы конкурсного управляющего в части признания недействительными сделок по выдаче займов.
«Считает заявление <…> подлежащим удовлетворению, указывает, что сделки совершены аффилированными лицами и являются элементами контроля, совершенными участниками в качестве непубличной санационной деятельности в обход предусмотренного законодательством механизма увеличения уставного капитала в преддверии банкротства должника <…>. По мнению кредитора, итогом стало увеличение задолженности в ущерб прав и законных интересов независимых кредиторов», – следовало из позиции госкорпорации, озвученной в суде.
Указывали на аффилированность структур и представители ФНС. Однако суд признал связи, но решил, что сделки не были обусловлены противоправным поведением группы, вспомнив параллельно про «достижения целей и задач военной доктрины Российской Федерации», а после этого и последовала вышеупомянутая жалоба ВЭБ.РФ.
Отметим, что в рамках дела о банкротстве «Юргинского машзавода» «РТ-Капитал» («дочка» ГК «Ростех») стала правопреемницей по долгу перед «УВЗ-Транс» на 2,79 млрд, о котором ранее сообщала «Правда УрФО». В итоге, однако, в реестр было включено 2,47 млрд.
О многомиллиардных долгах заявила и ВЭБ.РФ, и, как следует из сообщений в суде, требования госкорпорации были установлены в размере как минимум 3,2 млрд рублей. Еще претензии на сумму более миллиарда выдвинула ФНС. В итоге в реестр было включено во вторую очередь – 770,9 млн, в третью – 323,6 млн. В целом же, в определении об открытии конкурсного производства говорилось, что, согласно реестру, общая сумма включенных требований составляет 10,2 млрд.
В итоге банкротство машзавода стало серьезной площадкой для споров крупных интересантов, оппоненты оспаривали требования, настаивали на недействительности результатов собрания кредиторов, жаловались на конкурсного управляющего.
В частности, ВЭБ.РФ множество раз выступала против требований «РТ-Капитал» и, вероятно, аффилированных структур. Сейчас разбирательства продолжаются, а конкурсный управляющий приступил к активному оспариванию сделок.
Напомним, до конца 2019 года основным владельцем ООО «Юргинский машзавод» были структуры, связанные с «Уралвагонзаводом». При этом проблемы предприятие испытывало давно – его спасение началось еще в тот момент, когда гендиректором УВЗ был Олег Сиенко, а губернатором Кемеровской области – Аман Тулеев.
Впрочем, впоследствии у «Уралвагонзавода» сменился собственник, которым стала госкорпорация «Ростех», а в марте 2017 года на УВЗ пришел уже небезызвестный Александр Потапов. В 2018 году, рассуждая в интервью «Ъ» относительно перспектив предприятия, Потапов отметил, что завод, «безусловно, можно развивать». По словам топ-менеджера, на тот момент рассматривались поставки в страны Азии и Северной Африки.
Однако, как сообщала «Правда УрФО», уже в 2019 было введено наблюдение, потом в 2020 случился очередной кризис и конфликт с «Газпром межрегионгаз Кемерово», в том же году предприятие было признано банкротом.
Сейчас за средствами машзавода, помимо ВЭБ.РФ, ФНС и «Ростеха», выстроились самые разные игроки. Среди структур, чьи требования включены в реестр, – «Системный оператор единой энергетической системы», «Трубная металлургическая компания», «Уральская сталь» (актив «Металлоинвеста» крупнейшим бенефициаром которого является Алишер Усманов), «Кузбассэнергосбыт» «Мечела», «Газпром межрегионгаз Кемерово».