Суббота, 10 декабря, 2022 | USD: 62,38 EUR: 65,84

Блок без срока давности

Российские кредитные организации обратились к Центробанку с просьбой пересмотреть алгоритм блокирования подозрительных транзакций.

Сегодня, в соответствии с законом «О национальной платежной системе», сомнительные переводы, которые не подтвердил клиент, замораживаются на два рабочих дня, после чего, если клиент их не опротестовал, транзакция осуществляется. Однако участники платежного рынка, пожелания которых имеются в распоряжении РБК, считают, что данный алгоритм не всегда достаточен для препятствования мошенникам.

Автором инициативы стали специалисты «Тинькофф Банка». Они отмечают, что двух дней нередко оказывается недостаточно для того, чтобы владельцы счетов обнаружили активность мошенников. В Ассоциации ФинТех с предложением банкиров ознакомились и доработали его. В Банке России отмечают, оно может быть изучено как направленное на устранение избыточных правовых норм.

Агентство напоминает, норма о блокировке подозрительных транзакций действует с осени 2018 года и распространяется на переводы, которые проводятся со счетов физических лиц. Если клиент не подтвердил операцию в момент ее проведения, банку отводится два дня на получение реакции владельца счета. Если за это время он не вышел на связь, перевод размораживается, и деньги зачисляются указанному получателю. При этом на уровне закона не прописано, как именно банк должен запрашивать ответ клиента, однако, как правило, с владельцами счетов сотрудники финучреждений связываются по телефону.

О том, что норма нуждается в корректировке, в Ассоциации банков «Россия» заявили в 2019 году. Банкиры выступили за пролонгацию периода ожидания ответа клиента. Но в регуляторе инициативу полезной не сочли. Вице-президент АБР Алексей Войлуков говорит, сегодня финансисты склоняются к тому, что сомнительные транзакции необходимо блокировать бессрочно. На данный момент банки вынуждены в случае отсутствия связи с клиентом осуществлять транзакции, которые выглядят как безусловно мошеннические. К таковым относятся переводы, получатель которых ранее становился бенефициаром незаконных транзакций, переводы, осуществленные с гаджета, с которого ранее работали аферисты, или выполненные с нехарактерной для владельца счета геолокации.

Собеседники агентства во «Внешторгбанке», «Райффайзенбанке», «Промсвязьбанке», «Почта Банке» и «МКБ» считают инициативу АБР обоснованной. Во «Внешторгбанке» поясняют, если владелец счета не подтвердил, что сомнительную операцию проводит он, весьма вероятно, что деньги пытаются перевести аферисты. Вице-президент, директор по безопасности «Почта Банка» Станислав Павлунин добавляет, как правило, отсутствие реакции клиента означает, что он не проводит транзакцию, а потому не открывает уведомления, полученные от банка. Банкир полагает, что разблокировать подозрительный перевод после выхода на связь клиента также нельзя, поскольку под видом хозяина счета банку может ответить аферист, который ранее выманил у настоящего владельца конфиденциальные данные, необходимые для авторизации.

Директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка» Александр Петров также выступает за мораторий на разблокировку сомнительных переводов до одобрения операции клиентом. Из практики следует, что 95% подозрительных операций в итоге оказываются мошенническими. Владельцы счетов не выходят на связь в течение двух дней достаточно редко, однако такие прецеденты имеют место, как правило, при выезде клиента за рубеж и отсутствии роуминга. Начальник отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов добавляет, нередко ответить на звонок из банка не могут клиенты, которые находятся в местности с плохим покрытием. Кроме того, мошенники могут не позволять банку связаться с клиентом, установив на номер последнего переадресацию вызовов.

А глава отдела информационной безопасности «Райффайзенбанка» Денис Камзеев считает, что процедура подтверждения должна быть тщательно прописана в законе. Директор департамента информационной безопасности «МКБ» Вячеслав Касимов уверяет, поскольку сомнительные признаки имеют до 1% транзакций, банк выходит на связь с владельцами соответствующих счетов достаточно быстро. А замруководителя Лаборатории компьютерной криминалистики «Group-IB» Сергей Никитин обращает внимание на нередкие случаи, когда россияне не отвечают на реальные звонки из банков, полагая, что их беспокоят аферисты.

<
«Вдвое больше голодных стало на улице»

«Вдвое больше голодных стало на улице»

Как выживают бездомные в карантинной Москве

>
«Автодор» попросил на достройку ЦКАДа еще ₽15 млрд

«Автодор» попросил на достройку ЦКАДа еще ₽15 млрд

Для завершения строительства кольцевой дороги вокруг Москвы — ЦКАД — нужно еще

Вас может заинтересовать:
Total
0
Share
Rambler's Top100 Mail.ru