Выездные налоговые проверки бизнеса значительно подорожали в 2019 году.
На одной ревизии инспекторы уже сейчас доначисляют компаниям в среднем 40,4 млн руб. Как не разориться на проверке, рассказала Ольга Солдатова, ведущий эксперт «Актион 360».
Выездные проверки
Выездная проверка означает, что налоговики придут в офис компании и потребуют массу документов: за период от одного квартала до трех лет. Выездную проверку назначают, когда инспекторы подозревают серьезные нарушения. Именно по результатам таких проверок, как показывает практика, доначисляются самые большие суммы налогов, пени и штрафов.
По сравнению с прошлым, 2018 годом, суммы подобных доначислений выросли почти вдвое. Если за девять месяцев 2018-го налоговая в среднем выставляла компании счет на 24,5 млн руб., то за этот же период 2019-го «ценник» уже превысил 40 млн руб. По итогам года сумма может вырасти еще больше.
Еще один тренд: налоговая стала чаще проводить комплексные проверки компаний. Для изучения требуются финансовые документы зависимых организаций, к примеру дочерних структур, а также крупных контрагентов.
Но, заметим, само проведение выездной проверки — исключительный вариант. К нему налоговая прибегает, если не удалось решить спорные вопросы в ходе камеральной проверки декларации или на комиссии, куда вызывают для пояснений руководство проверяемой организации.
Камеральные проверки
Каждая компания знает: после сдачи декларации ее ждет три нервных месяца, когда инспекторы будут проверять отчетность и требовать документы или пояснения. Этот период называется «камеральная налоговая проверка». Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Камеральную проверку проводят по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Если в документах всплывут ошибки, неточности или расхождения в цифрах либо появятся сомнения в реальности данных, компанию попросят предоставить пояснения или исправить декларацию, то есть сдать так называемую «уточненку».
Если на камеральной проверке инспекторы нашли нарушения, то в среднем их сумма составляет 15 тыс. руб. То есть такую сумму инспекторы в среднем фиксируют в решении по итогам проверки. Однако по факту проверка обходится организациям дороже. Дело в том, что в ходе проверки инспекторы нередко требуют у компании сдать «уточненку» и показать в ней большую сумму налога.
Особый интерес у налоговиков к убыточным компаниям, которые в ходе проверки вполне могут перестать такими являться. Так, за девять месяцев этого года инспекторы уменьшили по актам проверок убытки компаний на 81 млрд руб. Но чаще инспекторы не пересчитывают убытки, а просто требуют, чтобы компания в «уточненке» сама уменьшила их. По итогам девяти месяцев компаниям пришлось признать «лишними» убытки на общую сумму 225 млрд руб. и исправить свои декларации.
Если не урегулировать спорные вопросы на камеральной проверке, есть риск, что налоговики назначат выездную ревизию. А доводить дело до выездной проверки себе дороже. И многие компании стараются ограничиться меньшим «злом», то есть сдать «уточненку» на камеральной проверке.
Ольга Солдатова