Дорого, но дороги

Дорого, но дороги

Минтранс рассказал депутатам, где потратят 11 трлн руб.

Expensive,_but_the_roadsМинтранс России обнародовал подробности нацпроекта, в рамках которого 11 трлн руб. будет направлено на приведение в нормативное состояние сети региональных и муниципальных дорог. Ранее такую задачу поставил президент Владимир Путин. Большую часть средств получат 40 регионов, где дорожная сеть находится в самом удручающем состоянии. Минтранс планирует для этих целей использовать средства от топливного акциза. На безопасность движения и установку 10 тыс. новых камер ведомство попросит помощь федерального бюджета.

Глава Минтранса РФ Евгений Дитрих вчера представлял новый нацпроект на заседании думского комитета по транспорту. Напомним, в марте 2018 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу «привести в порядок» региональные и местные дороги. В течение шести лет будут удвоены расходы на строительство и обустройство дорог, суммарные затраты оценены в 11 трлн руб. Средства распределят в рамках нацпроекта, который сейчас дорабатывается (см. “Ъ” от 9 июля) и скоро будет утвержден.

Нацпроект поделен на несколько федеральных, рассказал Евгений Дитрих. При этом основным является проект «Дорожная сеть». Сегодня порядка 511 тыс. км дорог имеют статус региональных и муниципальных, из них чуть более 43% находится в нормативном состоянии, рассказал Евгений Дитрих. К 2024 году, согласно майскому указу президента, нужно будет достигнуть показателя 50%, отремонтировав около 40 тыс. км дорог. В течение шести лет федеральный центр направит в регионы почти 514 млрд руб., пояснил господин Дитрих. Деньги распределят между 40 самыми проблемными регионами с худшими дорогами (среди них, например, Республики Марий Эл и Калмыкия, Саратовская область, Алтайский край).

В городских агломерациях доля дорог в нормативном состоянии должна вырасти до 85%, следует из того же указа президента. В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» Минтранс уже начал ремонтировать дороги в 38 агломерациях с населением более 500 тыс. человек, напомнил Евгений Дитрих. Теперь в проект включат еще 40 агломераций с населением более 100–300 тыс. человек. Федеральный трансферт останется прежним — каждый участник получит 625 млн руб., для небольших городов это составит 70–80% всего финансирования (первые участники проекта должны были также внести по 625 млн руб. из своих бюджетов). Вместе с тем планируется улучшить сообщение между крупными городам за счет строительства 33 новых мостов, 29 обходов городов и 514 путепроводов через железные дороги, рассказал Евгений Дитрих.

Еще один федеральный проект — это «Безопасность дорожного движения», подразумевающий снижение числа погибших в ДТП. За эту часть отвечает МВД, пояснил Евгений Дитрих: предусмотрен ряд мероприятий от изменения качества обучения водителей до усиления их ответственности. Проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйств» предусматривает увеличение вдвое числа камер на дорогах (будет установлено около 10 тыс. новых комплексов).

Финансирование, необходимое для проекта «Дорожная сеть», можно будет получить за счет увеличения акциза, который будет направляться в дорожные фонды, рассказал господин Дитрих,— это порядка 1,5–1,7 трлн руб. в течение шести лет. Но на остальные проекты эти деньги тратить нельзя: дорожные фонды не предполагают затрат, не связанных с дорожной стройкой, пояснил господин Дитрих. «Мы запросим дополнительные объемы средств федерального бюджета»,— заявил он.

Депутаты поддержали нацпроект. При этом зампред фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов поинтересовался, нельзя ли включить в документ планы по строительству дорог в районы, где граждане получают земли в рамках проекта «Дальневосточный гектар»: «Без этого освоение территории невозможно». «В рамках этого нацпроекта вряд ли сможем, мы ограничены задачами, поставленными указом»,— ответил Евгений Дитрих. Единоросс Владимир Афонский попросил решить вопрос со строительством дорог к дачным поселкам; господин Дитрих заметил, что это частично будет сделано при ремонте трасс в агломерациях. Первый зампред комитета по транспорту Виталий Ефимов сообщил, что за последние четыре года цены на песок и битум выросли на 60–80%: «Такими темпами нам понадобится не 11 трлн, а 22 трлн руб.». Дорожники новый нацпроект концептуально поддерживают, заявил “Ъ” гендиректор ассоциации территориальных органов управления автодорогами РАДОР Игорь Старыгин, но при этом, по его мнению, необходимо будет решить ряд законодательных проблем, например исключить обязанность владельцев дорог в регионах платить налог на имущество. Кроме того, необходим закон, упрощающий взаимодействие дорожников с владельцами различных сетей (газовых, трубопроводных, электрических) при переносе коммуникаций.

Иван Буранов

«kommersant.ru»