Атака Челябинской таможни на бизнес обернулась международным конфликтом

Атака Челябинской таможни на бизнес обернулась международным конфликтом

Предприниматели обратились в посольство Казахстана в РФ и генпрокуратуру

Chelyabinsk_customs '_attack_on_business_turned_into_an_international_conflictСотрудники Троицкого таможенного поста, задержавшие на границе 11 фур с яблоками, следовавших по территории Евразийского экономического союза, рискуют спровоцировать международный конфликт. По мнению фискалов, фрукты имеют европейское происхождение и попадают под так называемый «санкционный список». Впрочем, предприниматели претензии таможенников отрицают, полагая, что действия сотрудников госоргана связаны не с реальными нарушениями, а «погоней за выполнением показателей». Высказывают эксперты сомнения и относительно заявленных таможней результатов экспертизы товара, отмечая, что исследование проводила структура, напрямую связанная с системой ФТС. Продолжающиеся уже 8 дней разбирательства на данный момент достигли критической точки – оппоненты обмениваются обоюдными публичными обвинениями, а владельцы грузов заявляют о многомиллионных убытках. Разобраться в ситуации предприниматели предлагают иностранным дипломатам, Генпрокуратуре РФ и региональным чиновникам. В УТУ же пытаются списать конфликт на «искусственное нагнетание ситуации».

Сотрудники Троицкого таможенного поста Челябинской таможни на протяжении уже 8 дней удерживают на территории подразделения 11 транспортных средств с 19 тоннами яблок, которые предприниматели перевозили по территории ЕАЭС из Казахстана в Россию. По мнению фискалов, фрукты подпадают под действие так называемого «санкционного списка». Владельцы грузов претензии таможенников отрицают и уже обжаловали действия сотрудников госоргана в целом ряде региональных, федеральных и зарубежных инстанций.

Chelyabinsk_customs '_attack_on_business_turned_into_an_international_conflict
Фото: rusholl.com

Уточним, автомобили, перевозившие фрукты с заявленной стоимостью 16 млн рублей, были задержаны и доставлены на территорию Троицкого поста 26 июня.

«Водители 11 машин вынуждены все это время в 30-градусную жару находиться на площадке, будучи лишены элементарных удобств. При этом действия сотрудников идут вразрез с международными договорами, а также основами Евразийского экономического союза. Причину задержания должностные лица не объяснили. Более того Челябинская таможня незаконно изъяла документы на транспортные средства и на весь перевозимый товар. Какие-либо документы о задержании водителей и автомобилей с грузом не составлялись», – рассказывает свою версию событий один из участников конфликта.

Как отмечают представители предпринимателей, большая часть перевозчиков является людьми старше 50 лет. «Поскольку ситуация, ставшая практически безвыходной, несет прямую угрозу их здоровью, водители были вынуждены обратиться за защитой в органы МВД города Троицка с просьбой привлечь должностных лиц Челябинской таможни к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий», – поясняет собеседник.

Владельцы груза тем временем уже подсчитывают убытки. Так как, по их словам, действия таможенников грозят нанести серьезный финансовый ущерб предприятию, коммерсанты сегодня направили соответствующие обращения в целый перечень структур различного ранга.

«Дополнительным поводом для беспокойства является то, что автомобили перевозят скоропортящийся товар, требующий особых условий хранения, в том числе поддержания температурного режима. По этой причине машины вынуждены работать и жечь топливо, которого уже не осталось. Все это время автомобили простаивают, наша фирма несет серьезные убытки. С просьбой разобраться в ситуации, а также в целях защиты прав незаконно задержанных водителей и защиты нашей собственности мы вынуждены обратиться в посольство Республики Казахстан в РФ. Мы также обратились в консульство Республики Казахстан в Омске, Генеральную прокуратуру РФ, к полномочному представителю президента РФ в Уральском федеральном округе Николаю Цуканову и губернатору Челябинской области Борису Дубровскому, в ФТС России и Уральское таможенное управление», – сообщил директор ТОО «Fruit Trans» Чингиз Забулла оглы Мирзоев.

Добавим, активное участие в конфликте уже принимают и юристы. Как указывают специалисты, перевозчики предоставили в таможенный орган все необходимые товаросопроводительные документы, подтверждающие в том числе и страну происхождения фруктов.

«В настоящее время мы уже обратились в Челябинскую транспортную прокуратуру с требованиями пресечь незаконную деятельность таможни, которую в погоне за выполнением показателей не интересуют права и законные интересы участников товарооборота государств – членов ЕАЭС. Весь товар выращен на территории Киргизии, приобретен предпринимателем на территории Казахстана и легально ввезен в Россию. Об этом свидетельствуют представленные документы», – отмечает представляющий интересы челябинского ООО «Агапас-ВЭД», управляющий партнер юридической компании «Лесников и Партнеры» Петр Лесников.

Chelyabinsk_customs '_attack_on_business_turned_into_an_international_conflict
Посольство Республики Казахстан в РФ
Фото: посольство Республики Казахстан в РФ / Facebook

Отметим, ранее замначальника Челябинской таможни по экономической деятельности Станислав Васев неоднократно рассказывал о борьбе южноуральского подразделения УТУ с «санкционкой». В частности, руководитель отмечал, что функция госоргана состоит в пресечении ввоза и реализации санкционной продукции, а действия по отношению к таким товарам простейшие – их уничтожение. «На сегодняшний день уничтожены сотни тонн продуктов, большинство из которых изъято при перемещении через Республику Казахстан. Работаем в рамках мобильных групп совместно с должностными лицами Россельхознадзора, ГИБДД, автодорнадзора, у которых есть полномочия на остановку транспортных средств, которые перевозят товары евразийского союза. При отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товара, либо карантинного контроля машина задерживается», – пояснял Васев, добавив, что если документы не могут быть оперативно предоставлены, товары ждет уничтожение.

Между тем, по словам челябинских таможенников, в данной спорной ситуации образцы фруктов были отправлены на экспертизу, которая подтвердила их происхождение из ЕС. Таким образом, документы перевозчиков являются, по версии сотрудников, недостоверными. С такими же заявлениями, вероятно, на фоне обращений предпринимателей в различные ведомства и намерений придать конфликт огласке сегодня выступили и представители УТУ.

В официальном сообщении уральской структуры ФТС, в частности, сообщается, что эксперты установили европейское происхождение фруктов, однако при этом не указана организация, проводившая исследования. Кроме того, представители УТУ заявили, что выводы специалистов подтверждает информация, полученная по каналам международного сотрудничества от органов Республики Киргизия (без опубликования документа. – Прим. ред.).

Ответственность за эскалацию конфликта в УТУ возлагают на владельцев товаров и «отдельных доверенных лиц предпринимателей», якобы искусственно создающих и нагнетающих ситуацию, чреватую обернуться международными спорами. Именно по этой причине, по утверждениям представителей УТУ, водители оказались брошенными на произвол судьбы.

Однако юристы, а также бывшие сотрудники Челябинской таможни весьма скептически относятся к выводам экспертов, проводивших исследования яблок. «Экспертиза, инициированная таможенным органом, проводилась в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении. Учитывая то, что данное экспертное учреждение входит в структуру таможенных органов, а эксперт, проводивший экспертизу, прежде всего, является государственным инспектором, заключение не является независимым, полным и объективным», – парирует доводы оппонентов Петр Лесников.

Chelyabinsk_customs '_attack_on_business_turned_into_an_international_conflictС ним солидаризируется и бывший начальник отдела таможенного контроля Наталья Сумина. Экс-сотрудница государственного органа уверена, что необходимо проводить независимую экспертизу. «В случае когда декларант принципиально не согласен с мнением таможенных органов, необходимо проведение независимой экспертизы. Декларант может провести ее сам в любой экспертной организации. Использовать для этого таможенную лабораторию специалисты не рекомендуют ввиду того, что она делает вывод такой, какой нужен. Деньги большие, и спорить нужно. И если суд встанет на сторону предпринимателя, то убытки ему возмещает федеральный бюджет», – считает Наталья Сумина.

По словам Петра Лесникова, таможенный контроль товаров, перемещаемых по территории ЕАЭС, в состав которого, в частности, входят Россия, Казахстан и Киргизия, не предусмотрен, поскольку он нарушает основополагающие принципы его функционирования.

«Товар пока не уничтожен, и мы имеем возможность доказать, что он не является санкционным. Очень удивлен содержанием заявления УТУ. В нем, среди прочего, упоминается запрос документов и сведений о товаре, на который якобы не реагируют владельцы. Между тем задержаны автомобили были 26 июня, а запрос, о котором идет речь, поступил на электронную почту только вчера вечером, при этом датирован 29 июня. Далее, каким образом в Челябинской таможне рассчитывают получить эти документы, если сами же их изъяли 26 июня? Подчеркну, с 26 по 30 июня о произошедшем инциденте вообще не поступало никакой информации, никаких процессуальных действий таможенники не предпринимали. Кстати говоря, решения экспертизы по товару, прибывшему на 11 автомобилей, до сих пор нет. Таможенники ссылаются на заключение, принятое по ранее прибывшей машине, причем экспертизу делал человек с опытом работы менее года, по специальности химик, хотя, казалось бы, вопрос находится в плоскости биологии. Кроме того, есть фитосанитарный сертификат Казахстана, в котором прямо указывается киргизское происхождение товара», – рассказал «Правде УрФО» Петр Лесников.

Стоит отметить, инцидент в Троицке, по словам собеседников издания в сообществе участников ВЭД, носит не единичный характер. Схожие ситуации фиксируются и в других подразделениях, базирующихся на границе с Казахстаном. Так, буквально на прошлой неделе в течение нескольких дней автомобиль с грузом удерживали сотрудники Курганского таможенного поста Тюменской таможни. «Как рассказали коллеги, машина простояла несколько дней в Кургане. Водитель точно так же в ней фактически жил. Документы изъяли, не объясняя причин. На четвертые сутки выяснилось, что будет досмотр с целью поиска контрафакта. Что-то, кстати, нашли. Но почему сразу этого нельзя было сделать? В Петухово еще хлеще. Там собственных площадей у таможни нет, пост арендует склад у частника. Однажды там фура стояла почти месяц. Естественно, все операции с погрузкой-разгрузкой за счет предпринимателя. Плюс плата за склад. Набираются очень серьезные суммы. Возникает резонный вопрос по таким срокам нахождения грузов на складе, нет ли здесь прямой заинтересованности его владельцев и арендаторов из таможни?» – заключает сотрудник одной из уральских фирм, специализирующихся на внешнеторговых операциях.

Богдан Будник

«pravdaurfo.ru»