Вывод бюджета со скоростью света

Вывод бюджета со скоростью света

Группа «Сумма» планирует осваивать бюджетные средства с помощью «гиперпетли» Илона Маска?

Спад в портово-логистическом бизнесе, постоянные скандалы со строительными подразделениями холдинга и другие неприятности, похоже,ничему не учат владельца Группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Вместо того чтобы доделать начатое и постараться вернуть свое реноме, бизнесмен пускается в новые прожекты. Очередной идеей фикс Магомедова стал проект высокоскоростного вакуумного поезда Hyperloop («Гиперпетля»), в который он, как инвестор, якобы уже вложил $50 млн. Но поскольку бизнес владельца «Суммы», как известно, шел в гору благодаря не столько его деловым качествам, сколько умению дружить с нужными высокопоставленными людьми, то и на этот раз ему удалось убедить чиновников в том, что проект Hyperloop должен бытьреализован только в России. Магомедов уже и соинвестора нашел в лице своего постоянного партнерапо бизнес-проектам- Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). А Минтранс даже создал рабочую группу, куда вошли представители множества ведомств.

Впрочем, немало специалистов считают проект пустышкой. И в этом случае можно ожидать, что его инициаторы спишут убытки, в том числе и государства, не неудавшийся стартап, освоив выделенные  средства на строительных и сопутствующих работах. Что-что, а на разных стройках «Сумма» проложила себе путь в рейтинг «Короли госзаказа».

Нет в стране ни одной великой стройки последних лет, где не отметились бы строители из компаний Зиявудина Магомедова. Реконструкция Большого театра в Москве, трубопроводная система ВСТО, саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада-2013 в Казани, развитие Новороссийского порта… Forbes регулярно включает Зиявудина Магомедова в свой рейтинг «королей госзаказа». А критики напоминают, что взлет «Суммы» совпал с восхождением по карьерной лестнице Аркадия Дворковича- однокурсника Магомедова, а ныне вице-премьера в правительстве Дмитрия Медведева.

Припоминают «Сумме» и то, что ни одна стройка с ее участием не обошлась без скандала, как минимум из-за кратного увеличения расходов бюджета, а то и из-за не совсем ясного использования казенных денег. Дело дошло до того, что после Олимпиады в Сочи стали поговаривать о том, что на стройках к Чемпионату мира по футболу-2018 Магомедову не дадут ни одного заказа. Поначалу, казалось, так оно и было: начавшие строиться в стране стадионы один за другим «уплывали» от «Суммы».

Однако в Калининграде Группе удалось ухватиться за проект. Результат: обыски, аресты, пропажа денег из областного бюджета. Правоохранительные органы Калининградской области уже арестовали экс-министра строительства региона Амира Кушхова, замначальника по строительному контролю региона Сергея Трибунского и топ-менеджера «дочки» «Суммы» — компании «Глобалэлектросервис» Хачима Эристова. Их подозревают в том, что чуть ли не две трети государственных средств выделенных, «Глобалэлектросервису» на строительство стадиона «Арена Балтика» к Чемпионату мира по футболу-2018, они вывели в офшоры.

На фоне скандала с «Глобалэлектросервис» Росавтодор расторг контракт на 4 млрд рублей с другой компанией Магомедова — «Стройновация». А Росавиация отказалась от подрядчика из «Суммы», который задерживал строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Храброво.

На фоне подобного развития событий привлечь новые государственные деньги «Сумма» может, действительно, под нечто совсем уж фантастическое.

Таким проектом и стала идея Илона Маска – Hyperloop. Именно идея о системе из стальных труб, внутри которых с помощью магнитов со скоростью до 1200 км/ч перемещается поезд – в герметичной капсуле на аэродинамической «подушке». Автор идеи: миллиардер Илон Маск, производитель автомобилей TeslaMotors и ракетостроительной компании Space X, свою причастность к проекту отрицает. Считается, что он реализуется группой международных инвесторов, где российскую сторону представляет Зиявудин Магомедов.

Вложив в проект, как отмечается, $50 млн Магомедов заработал этим себе место во главе совета директоров компании HyperloopOne, которая уже готовится строить первый экспериментальный участок скоростного поезда. И надо сказать Магомедову уже удалось увлечь идеей достаточно влиятельных участников.

ОАО РЖД в прошлом году создало с американской HyperloopOne рабочую группу для обсуждения сотрудничества. В этом году к дебатам присоединился Минтранс РФ, возглавив комиссию с участием Таможенной службы, Минвостокразвития и РЖД. К ним присоединились ученые Московского государственного университета путей сообщения, Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

Группа назначила пилотным проектом строительство 65-километровой ветки Hyperloop по маршруту «Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино». Владельцем порта, кстати, является Группа «Сумма», а инвестором его реконструкции государственный фонд – РФПИ.

Впрочем, Магомедов замахивается на большее. В интервью FinancialTimes Магомедов предположил: уже через 15 лет магистраль, построенная по технологии Hyperloop, сможет связать Москву и Лондон, и дорога займет не более 2,5 часов.

По этому поводу иронизируют, что таким образом будет решена извечная мечта российских олигархов: «Я уеду жить в Лондон». Впрочем, для этого есть способы безопаснее, и, что главное, дешевле для государства. А с Hyperloop этот путь  может оказаться с билетом в один конец.

Как отмечается, проекта сверхзвукового поезда не существует еще даже на бумаге. Эксперты вообще задаются вопросом – «не выдумка ли этот Hyperloop?», а блогеры прямо называют даный проект «аферой 21 века».

Профессор Гарвардского университета Хосе Гомес-Ибанес отмечает, что «даже по теоретическим подсчетам, для развития заявленной скорости эксплуатация одного экземпляра Hyperloop-транспорта должна быть в 5,5 раза дороже содержания самого быстрого сверхзвукового самолета». Другие эксперты говорят, что вакуумный поезд будет даже не золотым, а бриллиантовым. А известный британский публицист Рене Лаванши считает, что Маск «живет в параллельной реальности» и совершенно не думает о пассажирах. И дело не только в их удобствах: не каждый выдержит даже получасовую поездку в согнутом положении в маленькой, узкой капсуле с высотой потолка 1,6 метра. Речь идет и о безопасности. Для людей с кардиостимуляторами такие перевозки просто заказаны: магниты, которые должны будут приводить поезд в движение, их просто могут убить. Да и обычные пассажиры при скорости поезда в 900 км/ч выживут лишь в специальных костюмах, при условии, что поезд будет обеспечивать плавное движение, старт и торможение, и у него не будет резких поворотов и торможений.

Впрочем, как отмечает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, независимый транспортный эксперт Алексей Безбородов, в случае неудачи «аферой века»Hyperloop, конечно, не станет. Просто будет еще один провалившийся стартап. При этом он не исключает накачку проекта деньгами инвесторов.

И, кажется, его директорам большего и не нужно. Для «Суммы» это может стать действительно уникальным проектом, когда можно освоить значительные деньги, а неудачи потом списать на научную составляющую проекта. Но, кажется, и государство с проектами Магомедова стало осторожнее, и деньги ему давать не спешит. Как отметил глава Минтранса Максим Соколов, до реализации Hyperloop в России «еще далековато», да и денег из бюджета под него выделять пока не хотят.

Олег Струков