Минкульт строит шлагбаум для Голливуда

Минкульт строит шлагбаум для Голливуда

Он предлагает взимать с прокатчиков зарубежных фильмов не менее 5 млн рублей, это вымоет из проката половину картин

The_Ministry_of_culture_is_building_the_barrier_for_HollywoodПосле нескольких месяцев обсуждения с российскими продюсерами и прокатчиками Министерство культуры все-таки решило ввести специальный неналоговый сбор со всех фильмов, которые выходят в кинотеатрах, – его минимальная сумма составит 5 млн руб. Соответствующий законопроект Минкульт на следующей неделе внесет в правительство, заявил на совещании с продюсерами министр Владимир Мединский. Помимо чиновников в обсуждении участвовали руководители крупнейших российских кинокомпаний – Art Pictures, СТВ, «Дирекции кино», YBW, «Централ партнершип» и т. д.

У нового платежа три цели, объяснил Мединский: увеличить финансирование российского кино за счет иностранного, «немного зачистить» прокат от «низкокассового и низкокачественного» иностранного кино и отдать больше сеансов под российские фильмы. Наконец, надо добиться, чтобы финансовая нагрузка на голливудские блокбастеры была выше, чем на зарубежный артхаус. Поэтому 5 млн руб. – минимальная сумма. Если фильм собирает в прокате больше определенной суммы (на совещании обсуждался порог в 200–300 млн руб.), то размер сбора будет определяться как процент от кассы. Конкретные цифры правительство определит позднее – в специальном постановлении после принятия законопроекта, предлагает Мединский. Новый сбор может принести Фонду кино дополнительные 400–450 млн руб. в год, подсчитал Минкульт.

Сейчас прокатчики платят только госпошлину при получении прокатного удостоверения – 3500 руб. Получается, цена входа на российский рынок проката вырастет как минимум в 1500 раз.

Но поднять плату только для зарубежного кино невозможно. Правила Всемирной торговой организации (ВТО) запрещают одностороннее повышение платы за доступ на рынок. Поэтому чиновникам пришлось придумывать сложную схему: все прокатчики будут перечислять сбор в государственный Фонд кино, а тот возвращать позднее платеж русским фильмам. Деньги от иностранных картин фонд также потратит на отечественное кино – на его производство и поддержку в прокате.

Идею введения такого сбора министерство начало активно обсуждать с продюсерами и прокатчиками в начале года. Это еще одна попытка усилить поддержку российского кино и увеличить его долю в прокате (см. врез).

Средняя касса иностранной картины в 2016 г. составила 104,6 млн руб., российской – 54 млн руб., следует из данных «Бюллетеня кинопрокатчика». Но это средние цифры, половина сборов остается у кинотеатров, прокатчики отдают основную часть причитающихся им сборов продюсерам, а также платят за продвижение, дистрибуцию копий. По самым грубым расчетам, прокатчик может выплатить государству 5 млн руб., если фильм собрал в прокате минимум 20 млн руб., говорит гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин. В 2016 г. лишь 193 иностранных фильма, т. е. половина из них, собрали более 20 млн руб., подсчитали «Ведомости» на основе данных «Бюллетеня». Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев также заявил на совещании у Мединского, что новый сбор вымоет из проката где-то половину иностранных картин: «Это даст российским фильмам дополнительно 7% так необходимых им сеансов».

Противники нововведения указывают, что в результате из российских кинотеатров исчезнут авторские иностранные фильмы, которые пусть и не собирают большую кассу, но очень важны для культурного развития зрителей. Чиновники и продюсеры попытались найти варианты, как вычислить такие фильмы и прописать для них исключение в законе или нулевой сбор – например, по числу экранов. Такие фильмы необходимо сберечь, настаивал на совещании у Мединского гендиректор СТС Сергей Сельянов: «Они питают всю киносреду. Мы как продюсеры на них выросли». Малышев предложил, чтобы специально созданный экспертный совет отбирал важные иностранные картины, чтобы компенсировать сбор для таких «фильмов-событий». Но министр заявил, что фильмы с кассой 2–3 млн руб. интересны только кинокритикам, исключения для них будут также противоречить правилам ВТО.

Совладелец Art Pictures Федор Бондарчук и гендиректор «Студии Тритэ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин опасаются, что иностранные прокатчики не станут платить сбор, а найдут способы испортить жизнь российским картинам или, например, перестанут прокатывать часть блокбастеров в России, от чего пострадают кинотеатры и в конечном итоге – сами российские продюсеры: «Это необходимо еще раз с ними обсудить».

Два чиновника, знакомых с деталями проекта, полагают, что против него выступят Минфин и Минэкономразвития. Представители этих министерств от комментариев отказались.

Ксения Болецкая

«vedomosti.ru»