«Я не читатель, я теперь писатель»

«Я не читатель, я теперь писатель»

Как зарабатывать миллионы на непрофессиональных авторах

"I am_not_a_reader,_I'm_a_writer_now"Основатель Free Publicity School о том, как она раскрыла «код популярности» и получает доход на желании непрофессионалов публиковаться в СМИ.

От первой статьи к бизнес-идее

Пять лет назад я впервые написала статью в Forbes Woman о том, каково быть женой стартапера, и ее, о чудо, приняли к публикации. Там я честно рассказала о непростых буднях боевой подруги начинающего предпринимателя. Статья получилась резонансной, разошлась более чем 500 репостами. Друзья даже шутили, что узнали о нашей свадьбе со страниц самого Forbes.

После этой публикации я задумалась: почему меня, неизвестного автора, опубликовали в лучшем бизнес-издании? И не просто опубликовали, но еще и цитировали, шерили, читали? Неужели необязательно быть профессиональным журналистом, чтобы твои тексты читали? «А тогда, какие же законы действуют в популярных СМИ?» — продолжала рассуждать я. Я начала анализировать, кто и с чем публикуется, и поняла: не боги горшки обжигают на писательском небосклоне. Постепенно пришла к выводу, что главное быть полезным, интересным, искренним с актуальной темой. Для этого нужно чувствовать и понимать читательские тренды. В случае с первой статьей в Forbes Woman сыграла на руку актуальная тема — стартапы в сочетании с необычным заходом —  женский взгляд на мужские будни.

За первой публикацией последовали тексты в других СМИ, в том числе и снова в Forbes Woman о том, как из жены стартапера превратиться в жену бизнесмена (помните шутку «Как стать женой миллионера? Выйти замуж за миллиардера». Только я написала про наоборот). Я снова получала прочтения, комментарии, лайки. Подстегивало и то, что мы видели реальные результаты в бизнесе мужа: благодаря публикациям, в которых упоминался его бизнес, начали появляться партнеры, предложения о франшизе, выходы в другие города, проще было общаться с чиновниками, потому что они тоже читают топовые СМИ. По сути, я стала пиар-директором мужа, получая при этом огромное удовольствие от публикации собственных текстов.

Так мы осознали, что бесплатные публикации (те, которые ты пишешь сам, делясь своим опытом и экспертностью), а вовсе не платная реклама или заказные статьи – огромный ресурс для продвижения себя и своего бизнеса. Только пять лет спустя я узнала, что эта модель давно и успешно работает на Западе, называется фрипаблисити – дословно бесплатная популярность. По такой же модели, кстати, работают и американский, и российский сайты Forbes.ru c контрибьюторами. В тот момент я поняла, на чем построен мой собственный бизнес  — «Территория ОЖ». Мы даже переименовали проект и теперь называемся Free Publicity School.

Но обо всем по порядку. Поняв, как работает фрипаблисити, я регулярно писала для других изданий о том, что меня окружало и волновало: баланс в отношениях, марафоны и триатлон, которые мы бегали вместе с мужем. Публикации к моей радости принимали, я даже получала за них гонорары, что меня еще больше удивляло – это же я делаю для самой себя, получаю подписчиков, лайки, влияю на бизнес мужа, повышаю его монетизацию, еще и получаю авторские гонорары. Не имея каких-то суперзаслуг, я за два месяца сделала пять публикаций в топовых СМИ.

Параллельно реализовывала свою давнюю мечту: писала книгу «Стартап без купюр» о предпринимательстве. Когда опубликовала ее, многие стали спрашивать, как написать книгу. В нашем обществе графоманов собственная книга кажется запредельной мечтой. Я поняла, что запрос есть, подтвердила свою  гипотезу на Яндекс.стат (16 000 запросов в месяц). Проанализировала, выходили ли статьи на такую тему в Forbes Woman. Так появилась статья «Мечта поэта: как за год написать книгу». Редакция сразу ее приняла, ведь статей с такой темой и подачей для женской бизнес-аудитории еще не было. А я снова получила массу откликов и гонорар. Но более того, та статья способствовала росту продаж моей книги, и она даже вышла в бестселлеры на Ozon.ru.

Еще больше людей спрашивали совета, как им тоже опубликовать свою статью в Forbes. Ну или хотя бы в региональной газете. Муж-предприниматель четко уловил тренд: люди хотят писать и публиковаться, мотивация тому – желание стать популярным, повысить свой авторитет или привлечь внимание к своему бизнесу. А еще получить всенародное признание. Но они не знают, как это сделать. Считают, что писательство – «священная корова», которую не перешагнуть, если ты не являешься профессиональным журналистом с дипломом журфака. Времена между тем изменились, сейчас полезный и интересный контент может создавать каждый. Наступила эпоха журналистики личного опыта.

Так появилась идея моей онлайн-школы, которая бы не просто учила создавать тексты, а объясняла механизмы, по которым работают СМИ и которые приводили бы к гарантированному результату – стать популярным автором, получить признание, продвигать себя и свой бизнес через собственную экспертность и интересный контент.

Как устроена онлайн-школа Free Publicity School

Первый курс писательства я провела в марте 2015 года бесплатно, чтобы протестировать идею. На тот момент у нас с мужем уже был некоторый опыт в онлайн-бизнесе и база контактов с 2000 человек, которым мы и разослали приглашение. Так как курс был бесплатным, мы отобрали только 20 человек по присланным ими эссе. Из тех первых участников многие получили известность благодаря навыку писать и делиться своим опытом публично. Ирина Плыткевич сейчас развивает собственный проект и, по сути, сама стала нишевым СМИ о теме переезда и жизни за рубежом. Гульназ Сагитдинова получила такой заряд и поддержку аудитории после публикаций на детско-родительские темы, что открыла собственный центр для детей. Наша партнер Яна Рулева проснулась знаменитой, потому что ее статью о том, как работается с миллионером, прочитали 50 000 человек и она стала хитом. Так мы поняли, что технология «Пиши – публикуйся» действительно работает для любого человека, который до этого даже не публиковал ничего на своей страничке в соцсети, не то что в СМИ.

Формат Курса остается неизменным уже третий год. Участники пишут 3 статьи за 10 дней в «модели неизбежности» и отправляют в редакции популярных СМИ. Каждый день они получают задание и не двигаются дальше, если не выполнят предыдущее. Задания проверяются, участники получают комментарии от ведущих и кураторов. Есть и рецензенты: каждая статья получает обратную связь, это особая ценность. Курс проходит в закрытой группе на Facebook, в которой у каждого участника есть опытный наставник (бадди). Мы пробовали разные платформы и скрипты для проведения курса, но в итоге неизменно возвращались к площадке Facebook.

Будущее фрипаблисити

Наши клиенты – владельцы малого и среднего бизнеса, которые понимают, как технологии фрипаблисити помогут им продвигать себя и свое дело, получать больше клиентов и партнеров благодаря известности. К нам приходит много помогающих практиков – психологи, бизнес-коучи, тренеры, у которых сила личного бренда напрямую влияет на монетизацию услуг. Третья группа – женщины на перепутье карьеры или переходящие из корпорации в свое дело. Много среди них мам в декретном отпуске, которые выбирают, чем бы заняться после декрета.

Почему курсы писательства пользуются такой популярностью?

На рынке не так много легальных и экологичных способов получить заслуженное признание. Мы воплощаем мечту неизвестного автора публиковаться в СМИ и получить признание. Кроме признания, участники курсов часто получают неожиданно приятные результаты: интересное знакомство, приглашение на телевидение, партнерский проект, инвесторов для бизнеса.

Теперь я провожу курсы ежемесячно. С 2016 года помимо локомотива – курса писательства «3 статьи за 10 дней» — добавился онлайн-тренинг по сильному тексту и личному бренду. В 2017 к ним добавился нейрокопирайтинг, курс «пишу книгу» и др. Среднемесячная выручка моей компании составляет 1,5-2,5 млн рублей. Чистая прибыль 30-40 % от выручки. Каждый курс собирает в среднем по 150 человек, средний чек 13 000 рублей.

93% участников школы доходят до конца, а наш NPS (индекс клиентской лояльности) — более 80%, это очень высокие показатели для отрасли онлайн-образования. Для сравнения: в Coursera лишь 5-7% доходят до конца. Как нам удалось побороть узкие горлышки онлайн-образования и автоматизировать бизнес, сохранив при этом душу, расскажу в следующей статье.

Екатерина Иноземцева

«forbes.ru»