Космические траты

Космические траты

Водитель в пиджаке и другие «земные» закупки космонавтов

Space_spendingЕжегодно значительная доля российского бюджета отправляется в космос: на освоение этой отрасли только в рамках Федеральной космической программы на 2016-2025 годы выделено 1,4 трлн рублей. При этом, лидером по случаям неэффективного использования средств, поданным Счетной палаты, в прошлом году стала государственная корпорация «Роскосмос». В честь Дня космонавтики Russiangate рассказывает о том, как корпорация тратит «космические» средства на земные цели.

До Луны на «Ауди»

Самой дорогой покупкой «Роскосмоса» за последнее время стали траты на создание космического корабля для полетов на Луну: стоит он 57,6 млрд рублей. Однако «космонавтам» необходимо на чем-то передвигаться и по земле: госкорпорация заключила контракт на автотранспортное обслуживание руководства на два года, до конца 2018 года включительно. Стоимость закупки – 192 млн рублей. За эти деньги планируется использовать два автомобиля Toyota Camry и 15 автомобилей марки Audi А 8L не позже 2015 года выпуска.

По данным официального сайта компании Audi, минимальная стоимость такой машины – 5,8 млн рублей. При этом, с 2016 года для российских чиновников действует правило: даже самые высшие чины – министры и замминистры – не имеют права передвигаться на закупленных на бюджетные средства машинах дороже 2,5 млн рублей.

Space_spending
Земные цели Роскосмоса

В декабре 2016 года «Роскосмос» заключил контракт на транспортное обслуживание сотрудников еще на 264 млн рублей: это 33 автомобиля бизнес-класса и 10 автомобилей эконом-класса. Эти контракты на автомобильное обслуживание предполагают и услуги водителей: требуются граждане России, в темном костюме, светлой рубашке и ботинках, со стажем работы не менее пяти лет и культурой уважительного отношения к пассажирам.

Главные пассажиры

Затраты на комфортное передвижение руководителей госкорпорации не ограничивается автомобилями бизнес-класса. Одно из направлений развития «Роскосмоса» – это международное сотрудничество, которое предполагает постоянные визиты в другие страны. В 2016 году компания заключила  контракт на «обеспечение служебных командировок», в котором помимо оформления билетов на самолеты и бронирования гостиниц, значится «оформление vip-услуг в аэропортах».

Для перелетов по стране «Роскосмос» арендует самолеты для своих сотрудников. Так, в 2016 году во время инспекции зампредседателя правительства Дмитрия Рогозина на космодром «Восточный», для генерального директора и рабочей группы компании арендовали самолет. Обслуживание через специальный терминал «Космос» во Внуково-3, салон повышенной комфортности, обслуживание в vip-зале аэропорта в Благовещенске 30 пассажиров – все это стоило космическому ведомству 11,5 млн рублей.

Space_spending
Визит высокопоставленных лиц на космодром «Восточный», фото – kremlin.ru

За год «Роскосмос» заключил более десятка контрактов на подобные перелеты. Для празднования Дня космонавтики на космодроме «Восточный» в прошлом году «Роскосмос» тоже арендовал самолет: за перелет 12 пассажиров компания заплатила 10 млн рублей. Отдельным требованием в контракте было указано: «В самолете должно быть предусмотрено наличие 2-х спальных мест для главных пассажиров» (орфография и пунктуация сохранена).

В этом году госкорпорация  потратила на мероприятие, посвященное Дню космонавтики «один перелет» – 10 млн рублей: в Государственный Кремлевский дворец на просмотр фильма «Время первых» и фуршет пригласят космонавтов и членов их семей. Знаки отличия обойдутся как полет в один конец: медали имени Юрия Гагарина и других российских космонавтов  обошлись ведомству в 4,4 млн рублей.

VIP-мини-бар

Среди государственных закупок космического агентства можно обнаружить и «vip-мебель». В  договоре стоимостью 2,4 млн рублей для руководителей ведомства среди прочего указана «тумба с фригобаром», то есть с холодильником для хранения алкогольных напитков.

Структура корпорации, отвечающей за космическое будущее страны, настолько сложна, что только за «разработку методологии формирования финансовой отчетности» «Роскосмос»  платит 30 млн рублей. А за «оценку стоимости активов дочерних организаций» госкорпорации – 50 млн рублей.

У «Роскосмоса» насчитывается 57 дочерних организаций: в подчинении госкорпорации находятся научно-исследовательские институты и ракетостроительные предприятия. Они также не отказывают себе в «земных» покупках.

Например, уборка на арендованной квартире в Москве для предприятия «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе»  стоит 3 млн рублей в год. А одно  выступление оркестра на праздничном концерте «Научно-исследовательского института точных приборов» стоит 1,2 млн рублей.

Традиционные космические ценности

Немалая часть расходов «Роскосмоса» уходит на демонстрацию достижений отрасли и пропаганду «космических ценностей». В госконтракте на проведение выставки за 9 млн рублей, посвященной 55-й годовщине первого полета человека в космос, так и указано: одна из целей мероприятия – «популяризация традиционных ценностей и традиций космической отрасли среди граждан Российской Федерации». Еще 8 млн рублей госкорпорация  заплатила за авторские права на документальный фильм «Космодром «Восточный». Поехали!».

Space_spending
Кадр из фильма «Космодром «Восточный». Поехали!»

Выпуск ежемесячного журнала «Новости космонавтики», созданного с целью «популяризации ракетно-космической отрасли среди населения», в год  обходится бюджету госкорпорации в 23,7 млн рублей. Похожая сумма – 20,7 млн рублей – понадобилась для того, чтобы выставить экспонаты на Латиноамериканской  конференции по авиакосмическим технологиям.

Наручные часы с символикой «Роскосмоса»  стоили бюджету 2,3 млн рублей. Больше – 4 млн рублей госкорпорация заплатила за  подготовкуэкспозиции для выставки «Госзаказ – за честные закупки!» в 2016 году. На этом форуме «Роскосмос», по  словам представителей корпорации, продемонстрировал «не только свои достижения и потенциал, но и приверженность идее честных закупок».

Софья Савина

«russiangate.com»