Путь к спасению: В России зарождаются интернет-гиганты

Путь к спасению: В России зарождаются интернет-гиганты

Ради сохранения собственного бизнеса российским операторам связи приходится совершать экспансию в смежные сферы услуг.

Coming_Future_Russian_Mobile_Market_Leads_Growing_Internet_GiantsТяжелое финансовое положение поставщиков услуг сотовой связи в России, вынужденных терпеть серьезные убытки на фоне обрушившихся на страну экономических санкций со стороны Запада, что привело значительному снижению покупательской способности россиян, спровоцировало вынужденный запуск совершенного нового, но при этом сулящего выгодные преимущества для потребителей этапа становления будущих интернет-гигантов. Если совсем недавно знакомые каждому трудоспособному гражданину крупнейшего мирового государства бренды представителей «Большой Четверки» ассоциировались только с мобильной связью, а чуть позже с предоставлением доступа к сети Интернет на носимых устройствах, то уже очень скоро еще существующее в потребительском обиходе понятие «оператор связи» полностью исчезнет. Причиной тому становится вынужденная экспансия ведущих игроков мобильного рыночного сегмента РФ в сильно пересекающиеся с основой деятельностью, но формально остающиеся смежными отрасли интернет-индустрии. Речь идет об анонсированном компаниями МТС и владеющим брендом «Билайн» холдингом «Вымпелком» создании глобальных интернет-площадок по предоставлению широкого спектра услуг абонентам. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, а вслед за двумя крупнейшими участниками российского рынка похожие инициативы запустят и пока оставшиеся «в стороне» конкуренты, один из которых — Мегафон, уже достаточно давно «прощупывает почву» для будущих «свершений».

Пока «Мобильные ТелеСистемы» анонсируют запуск собственного интернет-мессенджера, позволяющего совершать интернет-звонки родным и близким через Интернет, и онлайн-сервиса для организации видеосвязи и IP-телефонии, группа «Вымпелком» сразу приступила к разработке глобальной интернет-платформы VEON, объединяющей десятки различных сервисов и потребительских услуг. Еще одним «промежуточным шагом» МТС станет внедрение инновационного интернет-сервиса по предоставлению онлайн-консультаций врачами столичных клиник и медучреждений, которым каждый нуждающийся в медицинской помощи россиянин сможет задать интересующие их вопросы в режиме реального времени. По задумке руководства «красно-белого» бренда, в ближайшее время необходимость в беготне по лечебным учреждениям в поисках нужного врача полностью отпадет — все необходимое можно будет сделать прямо со своего смартфона или планшета. Получение профессиональной консультации в режиме онлайн, запись на прием к нужному врачу с указанием конкретного времени посещения специалиста и направление на проведение анализов для установления точного диагноза — лишь малая часть из того, что позволит сделать будущая интернет-платформа МТС. Вместе с разрабатываемым усилиями программистов компании интернет-мессенджером, способным в будущем побороться с настоящими гигантами индустрии — приложениями Viber, WhatsApp и Skype, это «покроет» потребности как минимум половины из актуальной массы сегодняшних абонентов оператора.

Аналогичной идеи придерживается и компания Мегафон, вот уже на протяжении нескольких лет постепенно расширяющая перечень доступных потребителям онлайн-услуг, в первую очередь, охватывающих видеоконтент и телевизионное вещание через Интернет. Параллельно с Мегафоном за развитие похожих сервисов активно взялся и Билайн, запустивший целую линейку продуктов для широкого круга потребителей. Мобильный и широкополосный интернет через оптоволоконные сети вместе IP-телевидением по-настоящему опередили время, предоставляя массу удобств абонентам, привыкшим общаться с единственным и проверенным временем поставщиком услуг. Главным ограничением, затормозившим развитие упомянутых сервисов в отдаленных от Москвы и Подмосковья вместе с северной столицей России регионов, стала недостаточная пропускная способность имеющихся коммуникационных сетей. Приход в РФ стандарта связи 3G, сумевшего удовлетворить потребности большей части российских абонентов сотовых операторов, совпал со всплеском спроса на мобильный интернет — перегруженные от наплыва желающих базовые станции в крупных городах превратились в неприятное «бутылочное горлышко» для устремившихся в Глобальную Паутину со своих носимых гаджетов россиян. Улучшить ситуацию с доступностью онлайн-услуг удалось только после появления и быстрого развития 4G-сетей, позволивших серьезно нарастить скорости доступа к мобильному контенту, однако время оказалось упущенным, а столкнувшиеся с неважной работой представленных операторами услуг на базе 3G-доступа клиенты попросту забыли о достаточно удобных продуктах.

Отказавшись от попытки «реанимировать» присутствующие на рынке давно интернет-решения, операторы решили приступить к созданию «старых-новых» онлайн-продуктов, за счет хорошо «приправленной» маркетинговыми уловками новизны способной привлечь повышенное внимание потребительского сообщества. Появление в России принципиально новых по наполнению и доступности интернет-сервисов, предлагающих огромное количество интересных и очень нужных в повседневной жизни, работе и отдыхе опций, включающих интернет-телефонию и многофункциональные интернет-мессенджеры с онлайн-кинотеатрами и интернет-магазинами в режиме «все-в-одном», поможет российским операторам значительно улучшить пошатнувшееся финансовое положение. А улучшать его действительно требуется — резкое падение благосостояние россиян после введенных западными странами санкций, что спровоцировало рекордное падение курса рубля по отношению к американскому доллару и евро, очень сильно обвалило объемы извлекаемых поставщиками сотовой связи прибылей. Во избежание повального банкротства, угрожающего в прямом смысле обвалить мобильный рынок РФ, конкурирующие компании договорились о постепенном «перепрофилировании» бизнеса с целью избавления от тянущих вниз финансовые отчетности активов. В частности, изначально раздельное построение сот, необходимое для строительства охватывающих большие территории покрытий базовых станций, теперь превращается в «общее дело». Принадлежащие МТС, Мегафону, Теле2 и желто-черному Билайну сотовые вышки очень скоро окажутся в руках стороннего рыночного игрока, который обязуется обслуживать базовые станции и предоставлять их в аренду бывшим владельцам по выгодным расценкам.

Это поможет отечественным операторам приступить к построению более реалистичных с точки зрения рядовых обывателей и очень удобных для них глобальных интернет-площадок, позволяющих решать огромный спектр бытовых и рабочих вопросов с помощью одного-единственного поставщика интернет-услуг. При этом решать возникающие на жизненном пути граждан проблемы и обеспечивать приятный досуг будет всегда находящееся рядом со своим владельцем электронное устройство — значительно «поумневший» за последнее время смартфон или его более «рослый» собрат в лице планшета. Охватить очень широкий и затрагивающий практически все сферы жизни перечень услуг операторам позволит предстоящий переход индустрии на обновленный и улучшивший базовые показатели стандарт 5G, появление которого в России запланировано на 2018 год. Фантастические по меркам сегодняшнего мобильного интернет-доступа скорости, достигающие нескольких гигабит в секунду, откроют перед потребителями и поставляющими эту услугу компаниями впечатляющие перспективы, о реальных масштабах которых россияне узнают лишь после завершения этапа становления постепенно формирующихся российских интернет-гигантов, пока еще носящих «звания» обычных сотовых операторов.

Олег Нестеров
comments powered by HyperComments