Роботы полностью вытеснят «лишних людей» к 2030 году

Роботы полностью вытеснят «лишних людей» к 2030 году

К таким выводам пришли специалисты консалтинговой компании McKinsey и аудиторы из PwC, спрогнозировав скачкообразный рост безработицы.

Scientists_Prognosis_Robots_Replace_47_Percent_Working_Humans_2030

В последние месяцы ведущие эксперты и аналитические агентства все чаще обсуждают вопрос будущего производственной сферы, в которой человека должен заменить не требующий выплаты заработной платы и социального обеспечения робот. Роботизированные конвейеры, работающие в круглосуточном режиме с непродолжительными ежемесячными остановками на техническое обслуживание, гарантируют своим владельцам — среднему и крупному бизнесу, баснословные прибыли, исключив риск увеличения размеров расходных статей. Рост заработной платы, несчастные случаи на производстве и медицинское обслуживание наемных работников, за которое работодатель платит в соответствующие государственные фонды в той или иной мере, вместе с инфляционными рисками накладывают негативный отпечаток на элемент прогнозирования будущих доходов, «съедая» часть потенциальной прибыли работающего предприятия. По этой причине крупный бизнес крайне заинтересован в повсеместном «вытеснении» живых сотрудников с одновременной их заменой на неодушевленные автоматы, запрограммированные на максимальную производительность при минимальных затратах. Примерно такой сценарий развития современной экономики и рисуют сегодня многочисленные эксперты, в один голос предрекающие мировому сообществу формирование «долгоиграющего» и очень опасного кризиса — человеческого.

По подсчетам аналитиков, первый этап вытеснения «лишних людей», работающих на требующих минимальных навыков должностях, завершится уже в 2030 году, когда подавляющую часть кассиров (до 97%), юристов и адвокатов (до 94%), пекарей и барменов (89% и 77% соответственно) заменит искусственный интеллект. В зависимости от поставленной перед автоматикой задачей, «облаченный» в прочную цельнометаллическую оболочку, необходимую для выполнения функций среднестатистического рабочего с двумя руками, или исполняющий обязанности консультанта в форме запущенного на персональном компьютере или удаленном облачном сервисе программного обеспечения. Примерно таким образом будет работать усовершенствованная технология написания новостей, в зачаточном состоянии существующая и эксплуатируемая крупнейшими западными новостными агентствами уже сегодня — ежедневные сводки о происходящем на валютной и международной фондовой биржах, прогноз погоды в регионе и таблицы с результатами спортивных состязаний сейчас формируются автоматически с применением разработанных человеком алгоритмов. Через некоторое время и «рядовые» информационные тексты, составляющие сейчас основу новостной ленты среднестатистического регионального СМИ, будут «писаться» умными алгоритмами, умеющими собирать, анализировать и преподносить в виде текстов различные материалы.

Похожую ситуацию эксперты прогнозируют и в сфере юриспруденции — адвокаты и консультирующие по юридическим вопросами юристы перестанут быть востребованными — разбираться в перипетиях законодательства очень скоро смогут и роботы. Передача функций юриста компьютерному алгоритму сулит серьезные плюсы — из судебных разбирательств полностью уйдет фактор взяточничества, подкупа и давления на присяжных или судейский состав, что очень сильно портит статистику сегодняшних судов в большинстве стран мира, включая самые демократически развитые державы. Доля таких «лишних людей», по различным оценкам, составляет от 33% до 47% от общего числа трудоустроенных граждан в ведущих мировых экономиках — Соединенных Штатах Америки и Евросоюзе. В менее развитых государствах, что особенно актуально для «плетущихся в хвосте» Африки и Латинской Америки, дата окончательного перевода ключевых производственных процессов и ряда интеллектуальных профессий на роботизированную основу смещается на два-три десятилетия. В отношении «развитого мира» — США, Германии и Великобритании, называется точная дата, когда примерно треть рабочих профессий, сегодня требующих наличия сотрудников низкой и средней квалификации, получит приставку «робо». Именно такими выглядят прогнозы агентства McKinsey и Оксфордского университета, заявивших о наступлении «времени Икс» в 2030 году.

Стоит учесть, что мнение настроенных наиболее оптимистично для бизнеса и пессимистично для живых людей экспертов отказывается разделять ряд исследователей. К примеру, ведущий экономист Бостонского университета Джеймс Бессен обрисовывает «роботизированное» будущее в совершенно иных тонах. По словам исследователя, достижения в сфере высоких технологий обычно приводят к наращиванию количества рабочих мест, требующих крайне высокой профессиональной квалификации. Это мнение поддерживается и технологами — для обслуживания сложнейшей робототехники, которую придется периодически проверять на работоспособность и продлевать сроки гарантийной эксплуатации, необходимо привлекать сторонних специалистов, как правило, представляющих заводы-изготовители самих роботов. С учетом высокой стоимости сервисного обслуживания в прайс-листах компаний-производителей, пытающихся за счет монопольного положения зарабатывать на всех этапах «жизни» выпускаемой продукции, привлечение «родного» технического персонала станет невыгодным для бизнеса. Заменить «заводских» специалистов можно будет только на «собственных», прошедших соответствующее обучение и способных «управляться» со сложной робототехникой наравне с представителями фирмы-производителя робота. Эта категория работников, для простоты сегодня именуемая IT-специалистами, в ближайшие годы будет стремительно разрастаться, «втягивая» в себя все больше освобождающихся в других профессиях работников «высокоинтеллектуальной» сферы.

В подтверждение своей теории Бессен приводит результаты исследовательских работ в отношении автоматизации текстильных фабрик, произошедшей в XIX веке. Так, увеличение числа автоматизированных станков, серьезно облегчивших труд человека на трудоемком производстве, привел к волнообразному росту объемов ткацких работ, что стало следствием взрывного спроса на продукцию таких предприятий по причине многократно возросших возможностей товаропроизводителей. Похожие результаты экономист получил и после анализа банковского сегмента — увеличение количества банкоматов никак не повлияло на число служащих банков, занимающихся пересчетом наличных денег. Даже наоборот — возросший объем поступающей в потребительский сектор наличности потребовал от банкиров увеличения штатов ответственных за это направление сотрудников. Бессен особо подчеркивает, что «роботы могут заменять людей в некоторых задачах, но не в состоянии полностью ликвидировать потребность в человеке». Однако пока доводы ученого из Бостонского университета остаются неуслышанными — экономические советники теперь уже бывшего лидера Америки Барака Обамы еще в 2016 году предупредили президента о скором приближении момента, когда получающие менее $20 в час американские рабочие по-настоящему почувствуют «растущее давление со стороны автоматизации».

К какому в реальности результату приведет глобальная роботизация, предельно выгодная для бизнесменов средней и крупной руки, покажет уже ближайшее десятилетие. Как минимум, к неотвратимым последствиям этого процесса сегодня готовится большинство правительств индустриально развитых держав, включая современную Россию. Однако рассчитывать на очень скорое замещение человека роботом в нашей стране категорически не стоит — в этом вопросе РФ отстает от США или Великобритании как минимум на 10-12 лет.

Алексей Сергеев