Остававшийся единственной площадкой для тестирования самоуправляемых авто без ограничений штат изменит законодательство.
Вызвавшее глубочайший общественный резонанс дорожно-транспортное происшествие с участием тестового автономного такси Uber может привести к серьезному ужесточению местного законодательства. Речь идет о законах штата Аризона, позволившего крупнейшему в мире агрегатору такси осуществлять тестирование прототипов робомобилей на собственных дорогах после случившегося скандала в Калифорнии – калифорнийское руководство обязало испытывающие самоуправляемые автомобили компании руководствоваться положениями действующих на территории солнечного штата актов, предусматривающих необходимость составления отчетов о проведенных испытаниях с публикацией сведений обо всех дорожных инцидентах, что привело к отказу Uber продолжать тестирование своих переоборудованных машин в этом регионе. Причина переноса испытательного полигона в Аризону – отсутствие подобных ограничений со стороны региональных законов, позволяющих эксплуатировать любые транспортные средства, в салоне которых присутствует обладающий правом вождения авто водитель.
Однако произошедшая на прошлой неделе авария с автономным такси Uber может вынудить штат Аризона ужесточить законы по аналогии с другими федеративными субъектами, чему поспособствует давление со стороны правозащитников и юристов. По словам Джона Симпсона, представляющего калифорнийскую правозащитную группу Consumer WatchDog, аризонское правительство находится под угрозой получения исков в связи с нежеланием исполнять свои прямые обязанности – защищать общественность путем внедрения регулирующих сферу автономного вождения законодательных актов. В частности, в Калифорнии сегодня действуют механизмы, запрещающие автопроизводителям и компаниям-разработчикам программного обеспечения для робомобилей тестировать прототипы на общественных автомобильных дорогах, если за рулем автомобиля нет профессионального водителя-оператора, готового в любой момент перехватить управление для предотвращения аварии. Похожий механизм правозащитники хотят внедрить и в Аризоне, что вынудит компанию Uber, категорически отказывающуюся делиться информацией о ходе проведения испытаний самоуправляемых такси, искать новые полигоны для проверки возможностей разработанных программных комплексов.
В противовес мнению юристов, защищающих интересы рядовых граждан, глава администрации штата Аризона Дуг Дусеи считает, что ключевая норма безопасности в случае с Uber соблюдается. “В машине есть водитель”, ответил Дусеи на вопросы журналистов в рамках состоявшейся недавно пресс-конференции, таким образом главное требование правительства США в лице Департамента транспорта полностью выполняется – “на дорогах нет автомобилей без водителей”. Напомним, что калифорнийские ограничительные меры в отношении тестирующих автономные машины компаний-разработчиков предусматривают требование об обязательном оформлении страхового полиса стоимостью $5 млн, который должен полностью перекрыть потенциальный ущерб, возникающий по вине программного обеспечения самоуправляемых транспортных средств при возникновении опасных ситуаций на дорогах.
Дмитрий Хохлов