Вслед за мировым российский ритейл уходит в Интернет

Вслед за мировым российский ритейл уходит в Интернет

При этом треть сегмента электронной торговли в РФ занимают иностранные интернет-магазины, ежегодно наращивая популярность среди россиян.

Russian_Retail_Moving_Internet-Shopping_FasterСогласно обнародованным данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), сфера электронной коммерции в России продолжает постепенно увеличивать темпы роста, демонстрируя устойчивую тенденцию к вытеснению торговцев с физически существующими торговыми площадями. Речь идет о многочисленных онлайн-магазинах, которым сегодня российские потребители начинают все больше доверять — всего несколько лет назад объем торговли в этом сегменте составлял десятки миллиардов рублей, тогда как уже к 2016-му эта цифра выросла до внушительных 920 млрд рублей. По прогнозам экспертов, к окончанию 2017 года товарооборот электронных торговых площадок превысит 1,1 трлн рублей, порядка 35-40% из которых достанутся зарубежным ритейлерам. Эта тенденция при недостаточном внимании к теме со стороны правительства и представителей коммерческого сегмента в России сохранится и в будущем, что провоцирует негативные ожидания в отношении вопросов развития отечественного бизнеса в условиях обострившейся конкуренции со значительно выигрывающими при прямом сравнении «иностранцами».

Причина достаточно банальна — обладающие многолетним опытом ведения торговли в сети Интернет зарубежные компании способны предложить потенциальным покупателям лучший сервис и более выгодные цены на предлагаемые товары и услуги. В том числе, за счет экономии на налогах — только сейчас власти страны обратили пристальное внимание на сегмент интернет-торговли с точки зрения актуальной редакции налогового законодательства, вынуждающего местных продавцов тратить значительно больше своих зарубежных коллег. «Камнем преткновения» здесь становится НДС — налог на добавленную стоимость в размере 18%, который зарегистрированные в РФ юридические лица обязаны платить повсеместно, тогда как торгующие продукцией в Глобальной Паутине интернет-ритейлеры иностранного «происхождения» избавляются от колоссальной части расходов. Если верить заявлениям правительства, профильные министерства совместно с представителями думских комитетов в ближайшем будущем подготовят окончательную редакцию правительственного постановления, обязывающего всех без исключения продавцов, поставляющих продукцию россиянам через продажи в сети Интернет, перечислять в казну НДС независимо от региона регистрации. Это уравняет возможности российских и зарубежных интернет-магазинов, которые смогут активнее соперничать в плане ценообразования и предоставляемого покупателям сервиса.

Таким образом, прозвучавшие ранее прогнозы об активном уходе российского ритейла в Интернет становятся явью, вынуждающей потребителей мириться с актуальной реальностью повсеместного исчезновения привычных «осязаемых» торговых точек. На фоне спровоцированного западными санкциями финансово-экономического кризиса условия ведения бизнеса в стране существенно ухудшились, оставляя предпринимателей перед нелегким выбором — пережить кризисное время с минимальной прибыльностью и экономией на зарплатах сотрудников или попросту прекратить существование. Часть бизнесменов выбирает промежуточный вариант — ликвидацию «наземной» торговой точки с возможностью наглядной демонстрации реализуемой продукции «живым» покупателям в пользу открытия собственного интернет-магазина. Плюсы от такого «переезда» очевидны и очень наглядны — отсутствие затрат на аренду помещений, закупку и содержание торгового оборудования вместе с сокращением персонала, нанимаемого для организации прямых продаж непосредственно в торговом зале, обеспечивает владельца бизнеса серьезными «дивидендами». Неизменными остаются только расходы на содержание склада и складских работников, принимающих и отгружающих поступающую от компаний-поставщиков продукцию. В крупных городах известные бренды уже сегодня отдают больше предпочтений сфере онлайн-торговли, предлагая потребителям услугу доставки купленного товара без доплат, что уж говорить про небольшие населенные пункты, отличающиеся более низким уровнем достатка проживающего там населения.

Еще одно преимущество для «увода» ритейла в Интернет связано с повышением комфорта покупателей, которым больше не требуется преодолевать многокилометровые пробки, чтобы доехать до нужного магазина и приобрести необходимую вещь. Вместо длительной поездки по перегруженным автомобильным дорогам потребителю потребуется лишь доступ к персональному компьютеру, ноутбуку, планшету или смартфону, с помощью которых после подключения к сети Интернет получится осмотреть, выбрать и купить с доставкой нужный товар. В этом направлении сегодня двигается ритейл в самой технологически развитой стране мира — Соединенных Штатах Америки, где крупнейший интернет-ритейлер Amazon продолжает бить собственные рекорды по объемам продаж. Для улучшения удобства потребителей Amazon планирует серьезно улучшить сферу доставки путем применения беспилотных летающих дронов — миниатюрные беспилотники за считанные минуты доставят посылку до адресата без привлечения услуг наемного персонала. Первые испытания курьерских дронов американская компания провела еще в 2015 году, а уже в 2016-м запустила тестовую эксплуатацию сотен таких аппаратов в нескольких крупных мегаполисах. К концу 2017 года Amazon рассчитывает увеличить штат беспилотных курьеров до нескольких тысяч единиц, ожидая лишь появления регламентирующих вопрос эксплуатации автономных летательных устройств с автоматизированным управлением законодательных документов.

Успехи заокеанских «первопроходцев» послужили основой для модернизации и российского ритейла, все активнее и интенсивнее перемещающегося в сферу цифровой коммерции. Технические и идеологические вопросы давно решены, потребительское сообщество уже привыкло покупать товары онлайн, на что указывают цифры роста объемов интернет-торговли в России по результатам последних кризисных лет. Единственная сложность, с которой бизнесменам из РФ придется столкнуться «нос-к-носу» сразу после запуска собственного онлайн-магазина — соперничество в новой для себя сфере с более опытным и готовым к ужесточению конкуренции зарубежным ритейлом. Для россиян, рассчитывающих покупать недорогую, но качественную продукцию компаний-производителей из разных частей света, такая «ястребиная возня» в интернет-ритейле пойдет только на пользу — к несомненному удобству онлайн-коммерции с развитым сервисом доставки покупок добавится постоянное снижение цен на потребительские товары. И российским, и иностранным продавцам придется прилагать немало усилий в борьбе за «потребительский рубль», ежедневно работая над повышением качества предоставляемых потребителям услуг, в том числе, охватывающих сегмент транспортировки товаров до приобретателя. В этом случае позитивных изменений стоит ждать в работе самого популярного сервиса доставки корреспонденции и посылок — компании «Почта России», уже заявившей о стремлении предельно сократить сроки доставки товаров до потребителей до одной недели к 2018-2019 годам. Немалую роль в проявлении такого «безудержного рвения» сыграла и интернет-торговля, формирующая повышенный спрос на предлагаемую в Сети продукцию благодаря повсеместному распространению и удешевлению доступа к Интернет в России.

Евгений Кишьян