Американская мечта в виде электрокара Tesla превращается в утопию

Американская мечта в виде электрокара Tesla превращается в утопию

Созданная в глазах заокеанских потребителей фантастическая реальность ближайшего будущего может оказаться несбыточной мечтой.

American_Dream_Electric_Car_Tesla_Going_Become_Utopia_Coming_Car-Maker_BankruptcyПока Илон Маск, возглавляющий сразу несколько крупнейших корпораций в США, продолжает раздавать грандиозные обещания о скором наступлении «безоблачного будущего для каждого американца», что выражается в перспективе появления недорогих и экологических чистых электрокаров, распространенных на всем континенте источников альтернативной энергии в виде солнечных батарей и доступных каждому второму жителю страны полетов в космос, эксперты и аналитики начинают говорить об утопической модели построения американским миллиардером своей «бизнес-империи». Совсем недавно указывавшие на очевидные упущения в бизнес-стратегии эксцентричного бизнесмена голоса экспертного сообщества оставались неуслышанными большинством представителей потребительского сообщества, однако теперь, когда «детища» американца-миллиардера преследуют постоянные неудачи, глаза начинают постепенно открываться. Последней каплей стала публикация британским The Guardian откровений экс-сотрудницы автоконцерна, рассказавшей о творящейся в компании «идеологии женской дискреминации», что выражается в постоянных домогательствах и недвусмысленных предложениях в адрес представительниц прекрасного пола со стороны высокопоставленных руководителей. Если на затянувшиеся во времени обещания западные потребители практически не обращали внимания, то факты сексуальных домогательств и творящаяся в корпорации атмосфера сразу спровоцировала повышенный интерес к будущему идей Илона Маска.

А задуматься действительно есть над чем: неприятные для акционеров финансовые показатели наиболее перспективного участника «бизнес-империи» Маска в лице крупнейшего мирового производителя электрических автомобилей наводят на неутешительные выводы — «раздутая» в заокеанской прессе американская мечта в форме стоящего в гараже электрокара Tesla может очень быстро превратиться в настоящую утопию. Сделать такой вывод позволяет анализ происходящего с «детищем» амбициозного американского миллиардера, испытывающим серьезные трудности с выполнением намеченного ранее бизнес-плана. Обещанный еще 2 года назад запуск в массовое производство недорогих бюджетных моделей Tesla Model 3 в очередной раз задерживается на неопределенный срок. Причина — смещение сроков запуска на полную мощность строящегося в США завода по выпуску аккумуляторов для электрокаров. Получившая амбициозное наименование Gigafactory фабрика остается попросту недостроенной, что вызывает очевидное недовольство со стороны ключевого инвестора проекта — японского концерна Panasonic, вложившего в строительство «мегазавода» сотни миллионов долларов и принадлежащие японцам патенты. Только с помощью работающей Gigafactory американцам удастся наладить сборку достаточного количества бюджетных электрокаров Tesla Model 3, которые должны были поступить в продажу еще в 2016 году. Сегодня автопроизводитель называет уже другую дату начала массового производства «убийцы авто с ДВС» — середину 2017 года.

Даже если Маску удастся запустить в серию перспективный автомобиль на электротяге с доступной для каждого третьего американца ценой, составляющей всего $35 тысяч за базовую комплектацию, избежать стремительно приближающегося краха корпорации Tesla вряд ли удастся. Причина все та же — полное отсутствие необходимых для поддержания «жизнеспособности» бизнес-начинания денег, которые ушли на приобретение еще одного перспективного бизнес-актива в лице компании SolarCity, принадлежащей двоюродному брату владельца Tesla. Первоначальная стратегия развития объединенного концерна выглядит впечатляюще — массовое строительство высокопроизводительных плантаций из солнечных батарей силами SolarCity уже в ближайшем будущем позволит выпускаемой автоконцерном продукции отказаться от использования «грязной» электроэнергии. В данном случае речь идет об электричестве, получаемом за счет сжигания углеводородов — газа, угля и мазута, пока остающимися основными источниками энергии для транспортных средств с электромоторами. Прозвучавшие еще несколько лет назад обещания о скором переходе на «чистую» энергетику пока так и остались обещаниями — купленная за $2 млрд компания-производитель солнечных панелей не в состоянии выплатить накопившиеся до завершения сделки долги, что мешает реализации согласованных с акционерами планов по расширению производственных мощностей.

Превратившаяся в непосильную финансовую «обузу» покупка SolarCity мешает Маску выполнить данные покупателям обещания об ускорении процесса запуска серийного производства «народной» Model 3, что соответствующим образом повлияло на объемы получаемого компанией финансирования. В том числе, за счет оформления предварительных заказов на поставку электромобилей следующего поколения покупателям, готовым заранее оплатить $1 тысячу за право стать владельцем перспективного электрического авто. Ожидать появления в своем гараже новенького электрокара Model 3 придется очень долго — планирующим оформить предзаказ потребителям официальный сайт Tesla сегодня предлагает дожидаться поставки в течение как минимум года. За это время, если верить заявлениям руководства автоконцерна, производитель полностью рассчитается с долгами по оформленным ранее предзаказам, то есть отгрузит достаточное количество электромобилей заждавшимся оплаченных покупок покупателям. Однако это произошло бы только в том случае, если бы американская компания успела ввести в эксплуатацию Gigafactory строго согласно официальному плану — еще в первом квартале 2016 года. По этой же причине Маску так и не удалось реализовать еще один амбициозный проект, нацеленный на выпуск «необходимых каждому домохозяйству аккумуляторных накопителей PowerWall, помогающих полностью отказаться от «покупной» электроэнергии». Именно так звучит официальный лозунг одноименного проекта, превратившегося за последние 3 года в своеобразный «корабль-призрак». В том числе, для оплативших покупку несуществующих до сих пор в виде выпускаемого серийно товара «батареек» PowerWall потребителей из США, Европы и Азии, включая россиян.

Именно эти самые покупатели, согласившиеся оформить предварительный заказ, предполагающий выплату части итоговой суммы покупки в форме предоплаты, и могут стать инициаторами уже замаячившегося на горизонте банкротства «крупнейшей мировой бизнес-аферы», как сегодня корпорацию Tesla называет ряд западных и российских аналитиков. Как только разочаровавшиеся в нарисованном создателем заокеанской «бизнес-империи» образе «американской мечты» в виде недорогого электрокара Tesla Model 3 под окнами дома обратятся к несостоявшемуся продавцу за возвращением оплаченных ранее средств, пока еще продолжающая говорить  о «перспективном будущем автомобильной промышленности и сферы энергетики» компания из США попросту прекратит свое существование, будучи не в состоянии выплатить резко увеличившиеся в размерах долги. Как скоро это случится, ожидающим чудес жителям развитых и развивающихся государств удастся узнать уже ближе к середине лета, когда последний из «самых последних» сроков начала практической реализации озвученного задолго до этого обещания истечет окончательно, а продолжающие верить в светлую американскую мечту потребители из Америки и Европы приступят к планомерному «выбиванию» собственных денег из постепенно проваливающейся в долговую яму компании.

Андрей Александров