«Башкиравтодор»: дороги, которых нет

«Башкиравтодор»: дороги, которых нет

В Башкортостане, похоже, назревает социальный протест против коррумпированных чиновников. Пока этот протест локализован в легальные формы и направлен на расследование возможных коррупционных схем в дорожном стоительстве. Наша редакция начала самостоятельное расследование, которое является откликом на многочисленные жалобы жителей республики.

bashkiravtodor

Если посмотреть на карте Яндекса на трассу Р-317 в районе населенных пунктов Абызово и Караидель, что лежат по разным берегам реки Уфы (для справки – до столицы Башкортостана всего 206 километров), то впечатление будет самое благостное. Хорошая региональная трасса с твердым покрытием.

От райцентра, Караидели на другую сторону Уфы, согласно данным навигатора,  проложен мост. Но это – обман. На карте дорога и мост есть, в жизни – нет. Как это, спросите вы? Да очень просто. Выберете на Яндекс.Карты слой «Гибрид», и вы сразу увидите, что мост через реку Уфу понтонный. А значит, он действует только в теплое время года. Затем его разбирают. Зимой жители села Абызово (а их 900 человек) перебираются в райцентр по тропинке из досок толщиной 5 сантиметров,  которые положены на 10-сантиметровый лед… Смотреть без содрогания на то, как жители деревни каждый день рискуют жизнями, переходя по льду через реку Уфу, невозможно. Ролики о нетерпимом положении неоднократно выкладывались в Youtube, однако реакции со стороны властей не было.

Ну, а осенью и весной связь с райцентром вообще равна нулю. Кстати, в деревне нет собственной школы и фельдшерско-акушерского пункта. Во время половодья дети пропускают уроки, а к больным, понятное дело, не доезжает «скорая помощь».

«Когда понтонную переправу убираем, все останавливается: экономика, лесная промышленность», пряча глаза признает глава администрации Караидельского района Ильдар Гарифуллин. А еще в Абызово нет газа, и местные отапливают дома дровами. Напомним: речь идет о Башкортостане, на дворе февраль 2017 года. «Башкортостан – это столица инноваций, столица энергетики», заявлял осенью прошлого года глава Минэнерго Александр Новак. Красивые слова, «умные электросети, система смарт-грид»… А отъедешь 200 км в глубь республики, и получай отсутствие дорог, ежегодные обещания и переправы из досок. Такие, вот, в Башкортостане инновации.

Кстати, за состояние дорог в республике отвечает государственное ОАО «Башкиравтодор». Точнее сказать, не отвечает, а исправно получает  сотни миллионов рублей на ведение ремонтных и строительных работ. Куда  уходят деньги — другой вопрос. Отзывы о качестве той же Р-317 в Сети более чем красноречивы: «Трасса практически не используется, в связи с чем трафик близок к нулевому, инфраструктура не развита. Для проезда по данной дороге рекомендуется иметь при себе запасное колесо, а также некоторые другие инструменты, так как, в случае поломки автомобиля, получить какую-либо постороннюю помощь будет затруднительно». В окрестностях Караидели вообще все плохо: «Дорога заброшенная и не поддерживается в надлежащем состоянии. На участке Тастуба — Караидель отсутствует асфальтовое покрытие. Грунтовое покрытие в очень плохом состоянии, в сырую погоду рекомендуется воздержаться от поездок по данному участку на легковых автомобилях», — констатирует портал «Автострада».

А что же мост? И что думают – и делают – по этому поводу руководители «Башкиравтодора» и лично глава РБ г-н Хамитов?

Екатерина, ты была не права…

Мост между Абызово и Караиделью собирались построить еще в советские времена. В 1991 году возникла пауза: переправу «заморозили» на стадии проектирования. Тема оживилась в последние несколько месяцев, после того как Владимир Путин подписал в июле 2016 года президентский Указ о праздновании 100-летия образования Башкортостана, которое будет отмечаться в 2019 году.

Именно тогда глава РБ Рустэм Хамитов, рассказывая о юбилейных стройках, строительство которых приурочено к 100-летию образования Башкортостана, отметил, что в ближайшие 2-3 года республика должна возвести  и упомянутый 300-метровый мост в Караидельском районе. Стоимость контракта на весь объем работа на участке трассы Р-317 должна составить 1 миллиард 723 миллиона рублей.

Рассказывая о планах на строительство, Хамитов оговорился, что, мол, проекты отберут исходя из пожеланий жителей.Но мост в Абызово ждет строительства уже более 30 лет. Республиканские власти вместе с руководством «Башкиравтодора» должны были сделать мост, как говорится, еще «вчера». Однако…

Однако чиновники как могли прикрывали свое невнимание к проблеме. Проблема переправы в этих местах существовала со времен Екатерины II. Караидельцам понадобились долгие годы, чтобы прийти к ее решению, уверяет нас государственный телеканал.

Танцы с бубнами

После президентского указа о праздновании 100-летия в «Башкиравтодоре» оживились. Еще бы, почти 1,8 млрд рублей бюджетных заказов как с куста. Быстро обозначили начало работ и в конце января этого года провели торжественную церемонию по закладке камня через реку Уфа возле райцентра Караидель. Пригласили СМИ, которые дружно осветили в СМИ это эпохальное событие.

«В Караидельском районе состоялось установка символического камня в ознаменование начала строительства автомобильной дороги «Обход села Караидель с мостом через реку Уфа», сообщила республиканская ГТРК. Символ получился солидный, денег не пожалели — гранитная плита с золотыми буквами. Крупнейший инфраструктурный объект республики. Не успела еще остыть золотая краска на надписи, а заместитель главы районной администрации Рафис Давлиевуже сообщает: «Строительство моста идет полным ходом. Строители работают в три смены и, несмотря на то, что по контракту должны сдать работу только 2019 году, хотят успеть достроить к 2018 году». Но выполнит ли свои обещания «Башкиравтодор»? В этом в республике сильно сомневаются.

Исполнителем контракта стало ЗАО «Уралмостострой». Именно эта структура из Челябинска была признана победителем тендера «Башкиравтодора» на отбор подрядчика строительства моста через реку Уфу в Караидельском районе. «Уралмостострой» стал единственным участником запроса предложений. Исполнение контракта оценивается в 870,4 млн руб. По его условиям подрядчик должен завершить работы на объекте до 25 сентября 2020 года (а не 2019-го, как утверждает г-н Давиев). Проект моста разработан ЗАО «Институт Гипромостстрой Санкт-Петербург». Банковское сопровождение контракта предоставил нижегородский филиал банка «ФК Открытие», сообщается на портале госзакупок. Выбор челябинской компании не случаен – она уже реализовала несколько проектов в РБ. Так, в прошлом году «Уралмостострой» сдал в Уфе новый Затонский мост стоимостью около 5 млрд руб. и получил контракт на строительство Тимашевской развязки в городе стоимостью более 800 млн руб. Кажется, подрядчик надежный. Но возникает вопрос: дойдут ли до него бюджетные деньги, полученные «Башкиравтодором»?

Пришли за Халитовым

Как рассказали нам источники в центральном аппарате МВД по Республике Башкортостан, за деятельностью ОАО «Башкиравтодор» ведомство наблюдает давно. По одной причине: эта структура давно стала символом воровства и коррупции в Республике. Вне зависимости от того, кто ее возглавляет.

В сентябре 2013 года тогдашнего гендиректора строительного монстра Ильдара Мусина сменил Ринат Абдуллин. Снятие Мусина со своего поста произошло менее чем через полтора года после его назначения.  Кстати, он пришел на этот пост с поста главы администрации Караидельского района республики, который он занимал в течение одиннадцати лет.

Мусина сняли за банальное воровство и неэффективную работу. «На отсыпке дорог воруют до 30% дорожного фонда, то есть около 3 млрд рублей. В то же время в республике никто не владеет ситуацией по дорожному хозяйству. «На мой запрос, сколько в системе «Башкиравтодора» асфальтобетонных заводов, техники, каков её износ, из Госкомитета по дорожному строительству пришёл ответ, что там не владеют ситуацией», — говорил тогда председатель профильного комитета Госсобрания Башкирии Наиль Кутлугильдин. На 4300 рабочих приходилось 1200 ИТР, которых обслуживало 254 машины, в основном «Лэнд Крузеры».

Однако недолго удержался в кресле и г-н Абдуллин. В ноябре 2015-го по результатам прокурорской проверки против него возбудили уголовное дело по обвинению в коррупции (ч.2 ст.201 УК РФ). «Башкиравтодор» должен был выполнить строительно-монтажные работы на военных объектах в Краснодарском крае и Астраханской области стоимостью свыше 150 миллионов рублей. Однако весь подряд в нарушение условий договора был передан субподрядчику ООО «Базовая промышленная группа» (одним из учредителей которого была сотрудница ОАО «Башкиравтодор», устроенная в организацию якобы по протекции гендиректора). Как сообщили СМИ, работ БПГ выполнила на 14 млн, но перевели ей на счета сначала 63 млн рублей, а затем еще 7 миллионов. После объявления о возбуждении уголовного дела Абдуллин срочно заболел.

Похоже, что дело предшественников продолжил и очередной глава «Башкиравтодора», Фаат Халитов. Правда, иногда ему приходилось идти на уступки: например, в декабре 2016-го был отменен тендер на закупку очередного «крузака» за 5,3 млн рублей. При общей годовой прибыли предприятия чуть более 10 млн рублей!

7 февраля 2017 года, фотографируясь на фоне памятного камня, участники акции — председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Р.Гилязетдинов, исполняющий обязанности руководителя ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Р.Абдулмазитов, представители подрядчиков предстоящей грандиозной стройки в лице гендиректора ОАО «Башкиравтодор» Халитова и Председателя Совета директоров ЗАО «Уралмостострой» П.Рабухина – отчего-то «забыли», что за их спинами должны были простираться не тайга и заснеженная гладь Караидели, а уже почти завершенное дорожное полотно и основные конструкции автомобильного моста!

Да-да, именно так! Еще в конце декабря 2016 года вышеуказанные лица должны были получить оплату за якобы выполненные строительные работы по поданному объекту, в результате чего свыше 230 млн. рублей, выделенных из федерального бюджета на строительство моста, могло раствориться на счетах ОАО «Башкиравтодор» и аффилированных с ним субподрядных организаций. Вообще, по словам правоохранителей, значительные средства на дорожно-строительные работы в этом районе выделялись и раньше. К примеру, в 2015 и 2016 годах было выделено по 600 млн рублей, однако никаких существенных шагов по строительству моста и даже подготовки подъездов сделано не было. Можно опасаться, что и нынешние 870 млн, отпущенные на мост, также могут «удалиться в неизвестном направлении». В республике ходят упорные слухи, что таким образом может формироваться  «черная касса» на выборную кампанию для руководства республики. И якобы большую роль в ее наполнении призваны сыграть такие проекты, как Караидельский мост.

Тем не менее, как сообщили нам те же источники, почти неделю, начиная с 7 февраля 2017 года, около полусотни сотрудников Управления ФСБ РФ по Республике Башкортостан приняло участие в расследовании этой истории.

В ОАО «Башкиравтодор», ЗАО «Уралмостострой», Государственном комитете РБ транспорту и дорожному хозяйству и ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ прошли массовые выемки документов и опрос подозреваемых. Как сообали СМИ, несколько человек уже дали признательные показания и оформили явку с повинной. Похоже на то, что очень скоро «Башкиравтодор» может преподнести главе Башкортостана новый и очень громкий скандал. Недаром к делу, если верить тем же источникам, также активно подключился Следственный комитет, который последнее время уделяет много внимания финансовым преступлениям. По словам руководителя СУ СК РФ по Республике Башкортостан Григория Житенева, для улучшения раскрываемости финансовых преступлений, в ближайшее время в структуре управления будет создано специальное подразделение.

Антон Кондрашов