В сегменте разработки автопилота для автомобилей начались «патентные войны»

В сегменте разработки автопилота для автомобилей начались «патентные войны»

Зарегистрированное в суде США заявление на Uber обозначило начало эры громких разбирательств между разработчиками систем автопилотирования.

Self-Driving_Car_Technology_Market_Starts_Era_Patent_WarsВ западной прессе приступили к освещению набирающего обороты скандала, затрагивающего интересы двух крупнейших заокеанских корпораций — владеющей активами интернет-гиганта Google компании Alphabet и снискавшего всемирную скандальную популярность интернет-сервиса вызова такси Uber. Согласно просочившейся в прессу информации, Alphabet подала иск на дочернее предприятие Uber под наименованием Otto, занимающееся разработкой системы автопилота для самоуправляемых автомобилей, с обвинением в краже содержащей дорогостоящую коммерческую тайну конфиденциальной информации. Говоря простым языком, истец обвиняет одного из основателей стартапа Otto — экс-сотрудника интернет-корпорации Google Энтони Левандовски, в краже технических файлов, описывающих технологию автопилотирования для будущих автономных машин, призванных полностью заменить управляемые человеком транспортные средства на дорогах. Ключевым обоснованием становится отсутствие у Otto достаточного объема времени для создания собственных, то есть разработанных с нуля, технических решений — первые практические испытания новейшей технологии представительство Uber организовало всего через 9 месяцев после образования нового стартапа.

По мнению Alphabet, Левандовски, будучи высокопоставленным сотрудником команды разработчиков новейшей системы автоматического пилотирования для легковых авто, разрабатываемой сегодня в рамках формально отделившейся от основной корпорации компании Waymo, имел доступ к конфиденциальным данным, включая спецификации работы комплекса лидаров — лазерных сенсоров, используемых Google в процессе испытаний прототипов автономных машин на американских автодорогах. Истец заявил о наличии у него доказательств того, что Левандовски, имея полный доступ к специальному закрытому серверу с важнейшими техническими документами, скачал 14 тысяч файлов на корпоративный ноутбук в декабре 2015 года. После этого экс-сотрудник интернет-компании попытался скрыть следы преступления, отформатировав накопитель ноутбука, чтобы полностью ликвидировать вероятность предъявления обвинений в кибершпионаже. Уже в январе 2016-го Левандовски встретился с высокопоставленными сотрудниками Uber, приняв участие в закрытом заседании, где присутствовали члены совета директоров таксомоторной онлайн-компании. Всего через несколько дней после упомянутого заседания Левандовски образовал новую коммерческую структуру под названием Otto, следом написав официальное заявление об уходе из Google.

Напомним, что уже в ноябре 2016 года «дочка» Uber организовала демонстрационные испытания самоуправляемого грузовика, который без участия человека доставил груз пива из местечка Форт Коллинс в Колорадо Спрингс. В общей сложности многотонная фура, управляемая посредством компьютеризированной автоматики, преодолела 190 километров по загруженным магистральным трассам американского штата Денвер, придерживаясь экономичного режима езды для максимальной экономии топлива в процессе доставки груза. Именно такая цель — достижение идеальной экономии за счет автоматической регулировки скорости движения по автомобильным дорогам, и стоит перед создателям автопилотируемых грузовых автомобилей, которые в самое ближайшее время начнут широко применяться предприятиями в сфере грузоперевозок. Существенная экономия достигается и за счет отказа от найма высококвалифицированных и опытных водителей, требующих выплаты заработной платы и соответствующего нормативам графика работы, и путем серьезной экономии дизельного топлива. Езда под управлением умной электроники, по предварительным расчетам специалистов, принесет компаниям-перевозчикам до 15-30% экономии на сопутствующих затратах, в первую очередь, на зарплатах сотрудников-водителей и закупке топлива для грузовиков.

Поданный Alphabet иск в адрес Uber стал «первой ласточкой» в потенциально высококонкурентном и очень дорогом рыночном сегменте, который уже через 4-5 лет, по подсчетам аналитиков, разрастется до очень выгодной и перспективной ниши на рынке, достигающей в оборотах десятков миллиардов долларов уже на этапе становления. Стоит напомнить, что разработкой систем автопилотирования для машин различных типов сегодня занимается больше 10 компаний и молодых стартапов из разных стран мира, часть из которых сформирована выходцами из интернет-компании Google — высокие зарплаты управленческого состава Waymo, задействованного в создании технологии автономного вождения, стали своеобразным стимулом для образования собственных коммерческих начинаний в отрыве от «материнского» концерна. Именно так выглядит ситуация глазами экспертов, отследивших пути несколько выходцев из Google, впоследствии сформировавших свои стартапы или влившихся в существующие коллективы конкурирующих фирм. Именно после появления экс-работников интернет-гиганта в командах разработчиков Apple и Tesla, активно занимающихся переманиванием инженеров и технических специалистов из упомянутой компании, последние продемонстрировали выдающийся прогресс в деле разработки самоуправляемых авто.

Эксперты уверены, что зарегистрированный в американской судебной системе иск в отношении Otto, а фактически Uber, может стать предвестником приближающейся эры «патентных войн» в сфере разработки автопилота, как это сегодня происходит в высокотехнологичных рыночных нишах между концернами со многомиллиардными оборотами. Самым наглядным примером непримиримой борьбы двух гигантов становится многолетнее противостояние между Apple и Samsung — двумя высокотехнологичными гигантами, из года в год «меряющимися силами» в судах Соединенных Штатов Америки. Главная цель американцев — «выдавливание» южнокорейского конкурента из американского потребительского рынка, который купертинский производитель носимой электроники считает полностью «своим». Похожая ситуация, как полагают аналитики, всего через 2-3 года станет обычной и для сферы автономного автотранспорта — считающие себя «родоначальником» новейшей технологии представители Google в лице Alphabet начнут активно осаждать конкурирующие коллективы массовыми судебными исками с требованиями доказать непричастность используемых разработок к созданным интернет-гигантом технологическим ноу-хау. Цель, как и в случае с Apple, всего одна — максимально затруднить продвижение продукции конкурирующих брендов на внутриамериканском и мировом рынках, с помощью судебных разбирательств постоянно откладывая момент выдачи разрешений на продажу соответствующих товаров и технологий регулирующими органами.

Кто окажется следующим на очереди в развертывании «патентных войн» от лица Alphabet, экспертное сообщество узнает уже до конца 2017 года, когда завершится первый этап расследования обстоятельств в поступившем на рассмотрение судьям из США деле — если истцу удастся доказать причастность Левандовски к краже принадлежащих Google технологий, использующей эти разработки компании Otto предстоит выплатить крупный штраф, который поставит под угрозу само существование коммерческого предприятия. Вслед за «детищем» Uber похожий иск может вскоре поступить и на автоконцерн Tesla, как и Otto, очень быстро и с хорошим результатом сумевшего разработать систему автопилота для собственных электрокаров. Напомним, что у сформировавшей отдельную компанию Waymo коллектива инженеров ушло 10 лет на создание пробной версии технологии автоматического управления автотранспортными средствами — собранная в 2005 году команда специалистов провела первые испытания оборудованных датчиками и сенсорами автомашин только в 2010-м. Компании-конкуренты, включая азиатских автопроизводителей и молодые стартапы из нескольких десятков человек, сумели пройти этот путь за считанные месяцы. Насколько конкурентная борьба за «лакомый кусок» рынка размером в десятки миллиардов американских долларов являлась честной, мировая общественность узнает ближе к середине 2017 года, когда станут понятны перспективы громкого разбирательства Alphabet-Otto в суде США.

Артем Сорокин