Пилотируемые компьютером болиды покоряют гоночные трассы

Пилотируемые компьютером болиды покоряют гоночные трассы

В Буэнос-Айресе прошли первые в мире гонки между гоночными автомобилями с автопилотом, за рулем которых отсутствовал живой водитель.

Electric_Self-Driving_Sport-Cars_Prototypes_DevBot_Lead_New_Race_Formula_Class_AppearenceСтремление современных инженеров усовершенствовать существующие алгоритмы управления транспортными средствами теперь охватывает не только сферу потребительских авто — в ближайшем будущем автоматизированные алгоритмы, формирующие системы автопилотирования, начнут управлять болидами на гоночных трассах мира. Как минимум, первый шаг к появлению новейшего вида состязаний между конструкторами и представляющими их командами сделан в Латинской Америке, где впервые в современной истории произошло состязание между самоуправляемыми прототипами DevBot. Особенностью машин стали не только компьютеризированные системы управления, но и расположенные в корпусе авто двигатели на электрической тяге, превратившие эти соревнования в экологически чистый вид спорта. Отмечается, что из двух стартовавших болидов-электрокаров до финиша сумел дойти лишь один — второй прототип не сумел «вписаться» в один из поворотов, вылетев в отбойник и досрочно завершив автогонку.

Покорение пилотируемых компьютером болидов гоночных трасс, по мнению автоэкспертов, становится неизбежным последствием происходящих в промышленности изменений — обусловленные отсутствием живого человека за рулем спортивного автомобиля факторы позволят инженерам обойти огромное количество технических ограничений, мешающих улучшению существующих мировых рекордов. Напомним, что одними из важнейших критериев для гоночных авто является защита находящегося внутри пилота, что ограничивает возможности конструкторского состава при подготовке новейших модификаций спорткаров гоночной серии Formula. Что касается электрифицированных версий болидов для автогонок, то для них предусмотрен отдельный вид соревнований, получивший наименование Formula E (от английского Electric). Предполагается, что вскоре появится и ее подвид Formula E AI, предполагающий состязания между спортивными болидами на электротяге, управляемыми компьютеризированными алгоритмами систем автопилота.

Стоит учесть, что скорость электрических версий авто для гонок в рамках серии Formula далека от «собратьев» с турбированными двигателями внутреннего сгорания. Если последние развивают на трассе скорости вплоть до 380-400 километров в час, затрачивая на это считанные секунды, то участвовавшие в тестировании самоуправляемые прототипы DevBot для Formula E сумели разогнаться только до 184 км/ч. Конструктивная особенность первых тестовых экземпляров автопилотируемых болидов-электрокаров — наличие кабины для водителя-гонщика, который садится за руль во время проверок работы автоматики. После доведения технологии автопилотирования для спортивных каров до совершенства необходимость в оборудовании места для человека внутри полностью исчезнет, открыв перед инженерами широкие перспективы по модернизации гоночных автомобилей для Formula E AI. Мешающие улучшить аэродинамику обводы кабины пилота будут «облагорожены», обеспечив последователям латиноамериканских DevBot возможности по существенному улучшению актуальных характеристик. Для этого, правда, придется значительно усовершенствовать имеющиеся двигатели для электрокаров, в текущей конфигурации не способные обеспечивать сопоставимую с гонками Formula 1 пиковую мощность в разгоне при питании от аккумуляторных батарей.

Николай Викторов