Практическое исследование: 3D-принтер приносит деньги в семейный бюджет

Практическое исследование: 3D-принтер приносит деньги в семейный бюджет

При этом принципиально новый тип печатного устройства зарабатывает для владельцев без необходимости заниматься бизнесом по продаже поделок.

Practical_Research_3D-Printer_Brings_Money_Family_Budget_During_5-Year_Usage_PeriodИдея обзавестись собственным «суперпринтером», способным распечатывать уникальные изделия из пластика, посещает головы как минимум трети потребителей, впервые услышавших о появлении принципиально нового средства для изготовления предметов в буквальном смысле «из воздуха». Вместо огромных промышленных станков, изготавливающих предметы домашнего обихода и иную коммерческую продукцию методом штамповки, так называемый «трехмерный принтер» или 3D-принтер производит небольшую по размерам продукцию методом струйной печати. В отличие от привычных лазерных или струйных принтеров, он применяет для печати не краску или чернила, а специально подготовленный для 3D-технологии пластик, поступающий в термический блок в виде тонкой нити. Принцип изготовления предметов схож с механикой работы струйного принтера — печатная головка «выплевывает» разогретый до высокой температуры материал, «разбрызгивая» капли нагревшегося пластика в точно заданных программным обеспечением координатах. Создание готового изделия происходит послойно, то есть после «выплевывания» первого слоя будущего предмета головка делает последующие проходы, накладывая новые слои поверх предыдущих. После остывания материал приобретает необходимую твердость, радуя владельца устройства появившимся «из ниоткуда» чехлом для смартфона, насадкой на ручку или корпусом для выключателя.

Чтобы оценить перспективы приобретения весьма дорогостоящего аппарата для дома, доцент Технологического Университета штата Мичиган Джошуа Пирс провел собственное практическое исследование в попытке оценить, способен ли 3D-принтер приносить деньги в семейный бюджет после его покупки. Результаты исследовательской работы Пирса опубликованы в научно-техническом журнале Technologies, и демонстрируют практические научные изыскания о перспективе возврата потраченных на дорогую покупку денежных средств среднестатистическим домохозяйством при условии распечатки очень ограниченного количества изделий. Для этого американец привлек к работе студентку кафедры материаловедения и инженерии Эмили Петерсон из Мичиганского Технологического Университета, которая послужила «прототипом» типичного американца среднего уровня достатка, потратившего кругленькую сумму на 3D-принтер. В качестве последнего использовалась модель Lulzbot Mini, являющаяся самым недорогим представителем линейки новых печатных аппаратов с технологией трехмерной печати, с которым способен «разобраться» даже не обладающий техническими навыками и серьезными знаниями в области программирования и обращения со стационарным компьютером и компьютерными программами потребитель. Главное условие эксперимента — «нулевой» опыт Петерсон в обращении с 3D-принтерами. На момент начала исследования испытуемая не имела никакой практики обращения с подобными устройствами, как и обеспечивающим их работоспособность программным обеспечением.

В рамках эксперимента Пирс взял за основу 26 предметов, которые способен распечатать Lulzbot Mini, руководствуясь его техническими характеристиками. Отметим, что область для 3D-печати у данной модели ограничена кубом с размерами 152 x 152 x 158 миллиметров, что является максимальными значениями для сторон распечатываемого объекта. На понимание основ управления 3D-принтером у Петерсон ушло примерно полчаса, после чего для проверки способностей приобретения были скачаны из Интернета трехмерные модели 26-ти нужных в хозяйстве бытовых предметов. Найти их помог специальный поисковый интернет-сервис Yeggi, где создавшие такие 3D-модели пользователи делятся своими работами с остальными. Важное уточнение — все использованные в эксперименте 3D-модели были взяты из Интернета бесплатно, тогда как существуют в Сети и сервисы, предлагающие потребителям купить интересные и уникальные модели поделок, которые можно распечатать с помощью технологии 3D-печати. Первым изделием, «посетившим» квартиру испытуемой, стала моделька Pokemon Bulbasaur, после чего Петерсон распечатала в подарок своей маме на День Рождения миниатюрный пластиковый кактус.

На распечатку 26-ти моделей бытовых вещей, применяемых в хозяйстве подавляющей частью семей в Соединенных Штатах Америки, у испытателей ушло примерно 6 месяцев. Такая частота использования 3D-принтера, по мнению Пирса, является типичной для среднестатистического домохозяйства в Америке, когда одно изделие «выходит» из устройства примерно раз в неделю. После завершения первого цикла исследований американец произвел финансовые расчеты, показывающие экономическую обоснованность покупки 3D-принтера для домашнего применения. Вычислениям подверглись затраты на закупку исходного материала — рулонного пластика, и электроэнергию, которую печатный «станок» затратил на изготовление искомых изделий. Результаты вычислений показали, что даже при использовании 3D-моделей весьма недорогих вариантов бытовых предметов, включая уникальные подарки, всевозможные безделушки, насадки для душа, зажимы для сноуборда и держатели для инструмента, экономия семейного бюджета достигает 93%. В случае с более дорогими аналогами таких поделок показатель экономии резко увеличивается, достигая 98,65%. Главный вывод материала состоит в фактической «способности» 3D-принтера заработать внушительную сумму денег для владеющей им семьи — период окупаемости для Lulzbot Mini составляет от 6 до 12 месяцев, после чего устройство в буквальном смысле слова начинает приносить доход. За основу расчетов Пирс взял пятилетний период эксплуатации трехмерного принтера, что, по его мнению, является усредненным значением для приобретаемой потребителями бытовой электроники.

Вывод практического исследования однозначен — покупка 3D-принтера на протяжении 5 лет эксплуатации поможет семье сэкономить $12 тысяч, что в данном случае становится чистой прибылью сэкономивших на мелких покупках домохозяев. Чтобы самостоятельно убедиться в выводах ученого, достаточно узнать стоимость упомянутой модели 3D-принтера — цена Lulzbot в модификации Mini для покупателей из США и Европы составляет $1250, тогда как на российском рынке его удастся купить по немного более высокой стоимости. Тем не менее, сама методика расчетов остается верной для жителей любой страны, вне зависимости от степени доступности и фактической цены реализуемых на потребительском рынке принтеров с технологией 3D-печати, которые с каждым годом становятся все доступнее и эффективнее.

Олег Нестеров