Эра робомобилей: Автопроизводители «взяли» последний рубеж

Эра робомобилей: Автопроизводители «взяли» последний рубеж

Транспортный регулятор американского штата Калифорния обнародовал последние данные о проходящем в США тестировании автономных автомобилей.

Self-Driving_Cars_Era_Ready-Start_2017-2018_California_Tests_Autonomous_Prototypes_Results_SayПредусмотренный законодательными нормами калифорнийской администрации порядок предоставления отчетности о проведении тестовых испытаний прототипов самоуправляемых моделей авто на дорогах солнечного американского штата позволяет потребителям узнавать достоверную информацию о ходе работ по созданию полностью автоматизированных версий автомобилей, управляемых с помощью компьютерных алгоритмов без участия живого человека. Обнародованный на днях отчет по итогам прошедшего года позволяет сделать вывод об очень скором появлении на автомобильных дорогах сертифицированных и соответствующих нормативным требованиям транспортных средств с полноценным автопилотом на борту — именно на это указывают результаты проводимых сегодня в Калифорнии тестов, в которых участвуют крупнейшие корпорации и молодые стартапы в сфере разработки программного обеспечения для систем искусственного интеллекта. Напомним, что сегодня в качестве компаний-тестировщиков автономного автотранспорта в США зарегистрировано 11 коммерческих организаций, среди которых ведущие автопроизводители и интернет-гигант Google. Именно последний стал объектом обсуждений ближайших перспектив автомобильной отрасли в разрезе исполнения автопроизводителями данных несколькими годами ранее обещаний о сроках внедрения самоуправляемых автомашин на потребительский рынок.

Стоит отметить, что будущие робомобили автопроизводители пока тестируют в «неполном» исполнении — предусмотренное для установки на представителей перспективного класса авто оборудование для слежения за дорожной обстановкой и окружением инициировавшие тесты компании-разработчики монтируют на серийные модели машин, преимущественно линеек Lexus и Toyota. Требования калифорнийских властей обязывают разработчиков проводить проверку возможностей созданного для робомобилей программного обеспечения при обязательном присутствии в салоне представителя фирмы-тестировщика — водитель обязан следить за ходом выполнения заложенных в интеллектуальный «мозг» автомашины процедур, в случае необходимости перехватывая управление для предотвращения столкновений и возникновения других неприятных инцидентов на дорогах. Показатель количества случившихся в ходе тестирования аварий, а также число произошедших в процессе проверки перехватов автоматического управления находящимся внутри сотрудником и является главным индикатором готовности технического средства к скорейшему внедрению в массовое производство. Эти цифры и стали настоящим откровением для изучивших отчетный доклад специалистов, сумевших в буквальном смысле «увидеть» будущее автопрома в сухих цифрах докладной записки Департамента транспорта США, появившейся на официальном сайте ведомства в конце января.

Согласно документу, по калифорнийским автострадам и городским магистралям сегодня колесит более 100 автомобилей, оснащенных функцией роботизированного управления транспортным средством, способным «управляться» в типичных условиях оживленной автотрассы без помощи человека. Непревзойденным лидером по количеству пройденных тестируемыми авто километров стала компания Waymo — «детище» интернет-корпорации Google, отдавшей подразделение по разработке самоуправляемого такси «под крыло» головной компании Alphabet, которая выделила это направление в отдельное структурное подразделение с новым для рынка названием. Результатом проведенного американцами ребрендинга стала очень интересная и перспективная статистика — в общей сложности робомобили Waymo проехали 1,022 млн километров, зафиксировав 124 случая перехвата управления находящимся в салоне водителем. Перевод системы в ручной режим вождения становится результатом достаточно большого количества факторов — выхода автоматики из строя, нарушения процесса выполнения заложенной программы или неспособности компьютерного «мозга» правильно распознать сложившуюся на дороге ситуацию — в этом случае работник Waymo самостоятельно принимает решение о необходимости перехватить управление, что необязательно указывает на возникновение критической или опасной для жизни ситуации.

Тем не менее, все связанные с вопросами безопасности движения случаи компании-тестировщики обязаны фиксировать и направлять соответствующие доклады регулятору, который впоследствии формирует итоговый отчет о ходе испытаний прототипов робомобилей в обобщенном виде — это условие является ключевым для желающих использовать калифорнийские магистрали компаний-разработчиков специализированного ПО для автопилота. Если говорить о достижениях «дочки» Google, то автономные автомобили Waymo сумели добиться выдающегося результата — перевод в ручной режим вождения осуществлялся только каждые 8 тысяч км пути, тогда как годом ранее этот показатель был хуже ровно в 4 раза. По результатам 2016 года разработчик фиксировал 2 инцидента на каждые 16 тысяч км, а в 2015-м их количество превысило 8. Таким образом, программистам, инженерам и технологам Google удалось на 75% улучшить прошлогодние показатели, вплотную приблизившись к моменту фактического «запуска» эры робомобилей. Оставшиеся 2 случая активации ручного режима управления на каждые 10 тысяч миль автомобильных дорог техническое подразделение молодой компании-разработчика планирует «устранить» в течение 2017 года, что позволит приступить к производству пробной партии робомобилей Waymo уже в 2018-м.

Именно о таких сроках появления в продаже для узкого круга рыночных игроков полноценных робомобилей, «умеющих» справляться с интенсивным автомобильным потоком на оживленных улицах мегаполисов самостоятельно, заговорили ведущие эксперты в сфере автоиндустрии. В отношении других 10 компаний-разработчиков автономного транспорта говорить о настолько близких сроках внедрения созданных ими технологий пока слишком рано — их результаты тестирования прототипов отличаются неутешительной статистикой. Так, тестируемые в Калифорнии «полноценные» автопилоты электрокаров Tesla на пройденные в рамках тестовой программы 885 км пришлось отключать 182 раза. Таким образом, если у Google-мобиля на 16 000 км дорог происходит 2 инцидента, то у Tesla это число достигает 3309-ти. Чуть лучше дела обстоят у компании Cruise Automation, созданной автоконцерном General Motors для внедрения технологии автопилотирования — самоуправляемые машины GM смогли ограничиться 185 перехватами управления на каждые 16 тысяч километров автопробега. Это на два порядка лучше результатов Tesla, но еще очень далеко до почти идеальных значений проекта Google.

Таким образом, на авторынке сформировалась ситуация, позволяющая говорить пока только об одном победителе в своеобразном соревновании за кошельки готовых купить робомобиль покупателей — им стала корпорация Google с самым длительным в сравнении с конкурентами по продолжительности проектом Waymo, при этом конкурирующие коллективы разработчиков в буквальном смысле «плетутся в хвосте» крупнейшей интернет-корпорации, будучи не в состоянии достичь таких же результатов в перспективе ближайших 3-4 лет. По этой причине говорить о начале эры робомобилей сегодня можно только с «привязкой» к конкретному бренду, готовому вот-вот запустить в мелкосерийное производство интеллектуальные и почти идеальные с технической точки зрения самоуправляемые автомобили, обещающие серьезно улучшить статистику смертности на автодорогах с участием четырехколесных «железных коней». Когда это случится в массовых масштабах с предоставлением возможности приобрести новинку обычному автолюбителю, пока можно лишь догадываться, но одно ясно точно — запуск пилотного проекта автономного такси в США состоится в ближайшие 2 года, что соответствует данному владельцем Tesla Илоном Маском прогнозу о появлении нового класса роботизированных машин на рубеже 2017-2018 годов.

Андрей Александров