Госконтракты всему виной

Госконтракты всему виной

Есть ли у Артемия Лебедева офшоры, в чем ошибся Навальный и куда исчезли 117 млн рублей?

lebedev_vs_navalniy«Человек, который ничего не сделал, и не умеет ни с кем строить отношений, хочет быть президентом. Я считаю, что кроме остроумного блога и таланта журналиста у Алексея нет ничего. Все его расследования — это в лучшем случае уровень «Новой газеты», а обычно фонд Алексея работает просто как сливной бачок», — прокомментировал на своей странице в facebook дизайнер Артемий Лебедев самовыдвижние в президенты Алексея Навального 15 декабря 2016 года.

Так началось противостояние политика и бизнесмена, длившееся полтора месяца. Навальный обвинял Лебедева в нечестных госконтрактах. Лебедев обвинял Навального в личной обиде, которую оппозиционер решил сублимировать через Фонд борьбы с коррупцией. И после битвы с помощью блогов и социальных сетей, они наконец решили сойтись в дебатах на телеканале «Дождь» 26 января 2017 года.

«Вы же в конце написали: «Алексей, ты ничего никогда не делал. Докажи что-то делом». И я решил – а дай-ка я докажу Артемию Лебедеву делом, что я очень легко найду все его контракты, и наверно даже докажу, что он не совсем прозрачно их заключил. Я ни одной жалобы не написал на вас. Я написал жалобы на государственные органы, которые не публикуют ваши контракты», — сказал в начале дебатов на «Дожде» Алексей Навальный.

Главные претензии ФБК к Лебедеву сводились к двум вещам: непрозрачность контрактов (некоторые из них отсутствуют на сайте госзакупок) и высказыванию бизнесмена в 2009 году, когда он утверждал, что «откаты» — это нормально.

«В моем бизнесе мне не известны случаи откатов. Вы это забыли упомянуть», — уточнил Артемий Лебедев в прямом эфире. Раскрывать свои контракты с государством, не опубликованные на сайте госзакупок, он отказался.

«Большинство торгов вы выигрывали как субподрядчик государственного унитарного предприятия «Главное архитектурно-планировочное управление». Оно в свою очередь выигрывает торги мэрии [Москвы – прим. RG], — цитировала блог Навального ведущая дебатов Ксения Собчак, — есть точные сведения, что в подразделении мэрии, которое занимается конкурсами, и том ФГУПе, которое конкурсы выигрывает, работают родственники – Алексей и Татьяна Гук. Информация известна журналистам очень давно. Что само по себе является конфликтом интересов. То, что вы в этой цепочке получаетесь третьим по этим госконтрактам, вас не смущает?»

«Нет, — ответил Лебедев. – Меня это также не смущает как то, что мы живем в Москве и иногда друг друга встречаем в ресторанах, специально или нет – это ничего не значит».

Далее Навальный и Лебедев продолжили обсуждать найденные и потерянные госконтракты. Стыдить друг друга за передергивания, не забывая напоминать, как уважают работу оппонента. На дебатах о коррупции бизнесмен подарил подарки политику и телеведущей, которые они с радостью приняли.

Компании, офшоры и партнеры Лебедева

«Конгломерат» Лебедева – это 10 компаний, в которых сам Артемий Лебедев либо руководит, либо числится учредителем. Если считать вместе с компаниями его партнеров – Дениса Шохина и Константина Моршнева, выходит 14 фирм.

u0421u0445u0435u043cu0430-u041bu0435u0431u0435u0434u0435u0432(1150-u043du0430-650).jpg

Чтобы узнать, есть ли у Артемия Лебедева или его партнеров офшоры, не обязательно обращаться за документами к бизнесмену Евгению Чичваркину. Согласно «Панамскому ахриву» ICIJ (Международного консорциума журналистов-расследователей), партер Лебедева – Денис Шохин владел офшором Web Design Ltd на Британских виргинских островах. 25 декабря 2006 года компания еще действовала. Кроме компании на БВА, Шохин владеет TNP WORLDWIDE CORPORATION в Нью-Йорке. Компания в США учреждена в 2007 году.

В России Шохин возглавляет одноименную компанию – ООО «ТНП». Также он руководит ООО «Белое и пушистое». Еще один постоянный партнер Лебедева – Константин Моршнев. Он – генеральный директор ООО «Студия промышленного дизайна», ООО «Вебдизайн», ООО «Ротабаннер». Учредитель еще 11 компаний, связанных с дизайнерской «корпорацией» Лебедева.

u041bu0435u0431u0435u0434u0435u0432(1150-u043du0430-650).jpg

Госконтракты Лебедева и 117 миллионов рублей

Так Лебедев коррупционер или нет? Зрители, не ведающие в госзакупках, так и не поняли. Хоть и решили голосованием в соцсетях, что Алексей Навальный был убедительнее в этих дебатах. А что же по существу?

Бизнес Артемия Лебедева действительно получал госконтракты, проигрывал аукционы и брал подряды от государства без конкурса в определенных законом случаях. Например, в 2015 году ООО «Студия интернет-дизайна» не выиграло контракт от Сбербанка России (сумма контракта составляла 27,7 млн рублей). А в ноябре 2016 года ООО «Студия Арт. Лебедева» выиграла конкурс на «Выполнение работ по разработке редакционной политики и правил предоставления текстовых и визуальных материалов в целях совершенствования системы государственного управления» от комитета госуслуг Москвы (4 млн рублей).

ООО «Дизайн всего» ведет сайт парка «Сокольники». В 2016 году ГАУ «Парк культуры и отдыха «Сокольники» заключило с компанией Лебедева контрактов на 1 млн рублей. В 2015 году сайт обошелся «Сокольникам» в 2 млн рублей.

ООО «Студия промышленного дизайна» в прошлом году получила контракт от ФГУП «Свэко»: за 5,5 млн рублей компания должна разработать концепцию развития общественной зоны в Балаклавской бухте Севастополя.

Как утверждает Артемий Лебедев, всего его Студия могла бы получить 408 млн рублей за два последних года, но проиграла гостендеры.

Во всех контрактах, проанализированных Russiangate, не было очевидных нарушений, которые свидетельствовали о коррупционных схемах. Например, ни в одном аукционе не участвовало сразу несколько компаний, аффилированных с Лебедевым. Еще один параметр – цену закупки, оценить сложно. Если больница закупает резиновые перчатки по  500 рублей за штуку, когда в розничном магазине они стоят по 50 рублей – коррупция очевидна. С интеллектуальным трудом сложней: 400 тыс. рублей за логотип – это много или мало? Справедливую ли цену за свои услуги назначает Лебедев? «Долго. Дорого. **** [Круто – прим. RG]», — гласит слоган Студии Лебедева.

На дебатах точкой столкновения стал контракт стоимостью 117 млн рублей, который разместил ГУП «Московский метрополитен» в декабре 2013 года. За эту сумму поставщик должен был выполнить работы по разработке дизайн-проекта «элементов напольной графики» на 49 станциях метрополитена. Заявки подали две компании – ЗАО «Триада-Холдинг» и ООО «Сидал групп». Аукцион не состоялся, новый контракт не был опубликован в базе госзакупок. Но Студия Лебедева выполнила свою часть работы: как объяснил бизнесмен на дебатах, компания заключила контракт с одной из коммерческих структур. Какую сумму за эту работу заплатил подрядчик, неизвестно – Лебедев контракт раскрывать не стал, ссылаясь на коммерческую тайну.

Согласно федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», все контракты от государственных органов должны публиковать свои закупки в специальном реестре. Если в контракте есть информация, составляющая государственную тайну, заказ публикуется в отдельном, закрытом реестре. Он не доступен журналистам или в интернете.

Любые государственные предприятия обязаны публиковать свои закупки – как департаменты, администрации и министерства. За нарушение регламента предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственности. Это – целый комплекс статей законов и кодексов, регламентирующих наказание. Например, административный кодекс может наказать штрафом до 500 тыс. рублей, или дисквалифицировать чиновника на год. Уголовный кодекс наказывает за более тяжелые случаи – взятки, нецелевое расходование бюджетных средств, внесение в госреестры заведомо недостоверных сведений. Тут штраф может достигать годовой зарплаты, а срок лишения свободы – до трех лет.

Если ведомство не опубликовало контракт с любой из компаний Артемия Лебедева, это нарушение. Фонд борьбы с коррупцией обратился в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить контракты, вызвавшие подозрения. Так, ФБК пожаловались в челябинское УФАС: центр развития туризма Саткинского района получил логотип и фирменный стиль от Студии Артемия Лебедева, но договор заключили без открытого конкурса. Надзорное ведомство ответило: все необходимые процедуры были проведены с соблюдением действующего законодательства. Договор заключили с единственным поставщиком, так как сумма контракта всего 35 тыс. рублей. Закупки до 100 тыс. рублей можно проводить без дополнительных процедур, утверждает антимонопольная служба.

Череда мелких формальностей госзакупок осталась за полем дебатов, остались только концептуальные вопросы. Должен ли руководитель компании отказаться сотрудничать с государственным предприятием, которое получило подряд, несмотря на конфликт интересов? Формально он имеет на это право, если сам не нарушает закон. Этично ли это? Каждый решает сам: не сотрудничать с властью, или увидеть во всех вагонах метро карту собственного дизайна?

«RussianGate»