Аэромобиль: Реальное будущее с туманными перспективами

Аэромобиль: Реальное будущее с туманными перспективами

Появлению на рынке летающих автомобилей могут помешать административные «препоны», требующие десятилетий для решения вопроса.

Flying_Cars_Fast_Moving_Reality_Vague_ProspectsСтремление современного потребителя максимально упростить процесс передвижения по крупным мегаполисам всесторонне поддерживают крупнейшие корпорации, заинтересованные в предложении наиболее интересных для потенциального покупателя товаров и услуг, однако очень перспективное с экономической точки зрения направление — создание аэромобилей или летающих автомобилей, может встретить на своем пути серьезные препятствия. Если верить заявлениям крупных компаний, на протяжении последних лет активно занимающихся разработкой и воплощением в металле перспективных моделей «машин с крыльями», то первые прототипы, способные вскоре превратиться в серийные экземпляры, появятся на горизонте уже в 2017 году. В частности, американский авиастроительный гигант Airbus пообещал в конце текущего года представить публике прототип будущего аэромобиля под названием «Вахана» (Vahana), обладающего возможностью вертикального взлета и посадки. Первые партии американской новинки будут оснащаться привычными для водителей и пилотов органами управления — комбинированным штурвалом, однако позднее, после появления соответствующих законодательных норм, летающий автомобиль Airbus сможет перемещаться и по дорогам, и в воздушной среде самостоятельно, под управлением роботизированного автопилота.

Именно вопрос законодательного «закрепления» в потребительском обществе концепции передвигающихся по воздуху автомашин и вынуждает представителей производственного сектора экономики говорить о реальном будущем аэромобилей только в условиях существования «поспевающих» за товаропроизводителями и разработчиками законодателей. Первой неприятной «ласточкой» в этом вопросе становится законодательное регулирование летающих технических средств в виде дронов в большинстве стран мира, в первую очередь, весьма прогрессивных в этом плане Соединенных Штатах Америки. Если компании-производители дронов сегодня активно продают свои устройства рядовым потребителям и даже коммерческим организациям, ежегодно наращивая объемы выпуска серьезных и несерьезных «игрушек», то вопрос эксплуатации беспилотников в пределах городской черты до сих пор остается открытым. Регуляторы в США, контролирующие тему воздушных перевозок, так и не завершили формирование основополагающего пакета документов, регулирующих данную сферу на уровне законов. Сегодня владельцы дронов пользуются своеобразной паузой, образовавшейся из-за фактического присутствия «в природе» объекта законодательного регулирования без необходимых для его осуществления подзаконных и законных актов, тогда как сами власти рассматривают стремительно увеличивающуюся в количественном выражении нишу в буквальном смысле «сквозь пальцы».

Основные проблемы, мешающие быстро согласовать важнейшие для компаний-разработчиков и товаропроизводителей вопросы, связаны с террористической тематикой и защитой прав граждан, закрепленных в Конституциях подавляющей части мировых держав. Большое число жителей США отказывается соглашаться с перспективой оказаться в области зрения встроенной в дрон видеокамеры в самый неподходящий момент, что является нарушением гражданских свобод очень свободолюбивых американцев. Но не эта проблема остается ключевой — возможность использовать дроны в качестве инструментов для совершения террористических актов и нападений на других людей, в том числе расположенных в закрытых от посторонних зонах государственной важности, вынуждает американских законодателей очень щепетильно подходить к процессу создания свода регулирующих существование беспилотников законов. Защита национальных интересов, гражданских свобод и обеспечение безопасности собственных граждан от вероятной угрозы распространения терроризма с помощью ставших достаточно недорогими гаджетов и устройств — ключевые останавливающие факторы, способные оказать аналогичное влияние и на другое перспективное технологическое направление.

Этим направлением является аэромобильный транспорт — летающие автомобили или аэромобили, практически готовые появиться на массовом потребительском рынке. Как минимум, уже через 5-6 лет крупные концерны готовы представить на массовом рынке готовые и технически законченные решения, предлагающие потенциальным покупателям невероятную свободу движения в любых условиях окружения. Рубеж 2020-2025 годов станет переломным для эры больших беспилотников, способных перевозить до нескольких пассажиров вместе с достаточно габаритными грузами — сегодня способностью перемещать по воздуху большой вес не может похвастаться ни один из продающихся дронов. Максимальная масса, которую могут поднять в воздух небольшие по размерам устройства — несколько килограмм, тогда как вес среднестатистического человека достигает 70-80 кг, а к этому требуется прибавить еще и массогабаритные характеристики самого аппарата. При этом далеко не второстепенным остается вопрос автономности летающих такси и аэромобилей — существующие технологические решения ограничивают производителей уже на этапе проектирования перспективных моделей. Недостаточная емкость аккумуляторных батарей не позволяет создать «долгоиграющий» аэромобиль на электрической тяге, а использование «обычных» самолетных двигателей — турбореактивных и реактивных, автоматически лишает такие аппараты возможности летать в пределах городов. Уровень издаваемого устройствами шума станет неприемлемым с точки зрения регуляторов, призывающих заботиться о спокойствии и законных правах проживающих в населенных пунктах жителей.

Еще одна очень сложная проблема — создание действенного механизма регулирования полетов многочисленных дронов и летающих автомобилей, которые всего через одно десятилетие буквально заполонят воздушное пространство над мегаполисами. Первые образцы аэромобилей, по заверениям разрабатывающих их компаний, будут мало отличаться от привычных летательных аппаратов — управлять такими техническими средствами смогут только сертифицированные пилоты. Однако всего через несколько лет после появления первых серийных устройств данного типа авиаконцерн Airbus обещает запустить в массовое производство полностью автономную версию своего «Вахана». Самоуправляемый аэромобиль — мечта современного бизнесмена, вынужденного тратить долгие часы на простаивание в многокилометровых городских пробках, тогда как недорогое и очень быстрое летающее такси, способное приземляться на площадке размером с машину, поможет добираться до пункта назначения за считанные минуты. Как только таких аэротакси на квадратный километр территории крупного мегаполиса окажется больше одного, перед государственными чиновниками и владельцами аэромобилей остро встанет вопрос о предотвращении вероятных столкновений нового класса воздушной техники в воздухе в процессе повседневной эксплуатации. И этим, если верить заявлениям правительства США, сегодня активно занимаются заокеанские законодатели, разрабатывающие пакет документов для сферы пилотируемых и беспилотных воздушных перевозок. Вот только есть одно очень большое и неприятное «НО» — если Airbus готовится начать серийный выпуск «Ваханы» уже в 2020 году, а вслед за ним выполнить похожие обещания «грозятся» и с дюжину других крупных рыночных игроков из Европы, Азии и Ближнего Востока, то появления регуляторных документов для сферы аэромобилей эксперты ожидают не раньше, чем через 15-20 лет.

Николай Викторов