Летающие такси: Будущее или утопия

Летающие такси: Будущее или утопия

Авиаконцерн Airbus из США пообещал представить действующий прототип перемещающегося по воздуху автотранспорта в конце 2017 года.

Flying_Taxi_Airbus_Soncept_Development_Transportation_Future_Or_UtopiaПосле многочисленных публикаций о тестовом запуске в Соединенных Штатах Америки службы беспилотной курьерской доставки по воздуху, которую сегодня активно тестирует корпорация Amazon, являющаяся крупнейшим мировым интернет-ритейлером, в средствах массовой информации и в электронных изданиях начали появляться сведения о скором появлении совершенно нового типа транспортных средств — летающих такси, способных перевозить небольшое количество пассажиров без «привязки» к наземной транспортной системе. Отсутствие дорог, бездорожье и большие расстояния — не препятствие для перспективного класса «автомобилей», которые компания-разработчик новой категории средств передвижения — авиаконцерн Airbus, «по-старинке» называет привычным для потребителей «именем». Классификация «летающий автомобиль» становится отсылкой к техническим возможностям нового класса транспортных средств — помимо способности летать, преодолевая большие расстояния на недоступной при движении по автомобильной магистрали скорости, эти «авиамобили» имеют привычные для автомобилистов колеса, позволяющие наравне с другими участниками дорожного движения двигаться и по автодорогам. Главное отличие новичка от «собратьев» — умение взлетать с ограниченной по размерам площадки, чтобы продолжить движение уже в воздухе, будучи не ограниченным дорожным полотном, светофорами и автомобильными пробками.

Что из себя представляют летающие такси, и какую роль они сыграют для потребителей, предоставив человечеству «тоннель» в будущее, описанное фантастами в многочисленных фантастических произведениях, или превратившись в настоящую утопию из-за непомерно высокой стоимости услуг воздушных таксомоторов, покажут уже ближайшие годы. Если обратиться к озвученному руководителем аэрокосмической группы американской компании Airbus Томасом Эндерсом пониманию принципиально нового вида «автомобилей», то их главное предназначение, заложенное в разрабатываемый концепт, состоит в перевозке пассажиров на незначительные расстояния для разгрузки городской инфраструктуры. «Головная боль» всех крупных городов и мегаполисов, в которых проживают миллионы человек — перегруженные дороги и многочисленные пробки, превращающие поездку из одной части населенного пункта в другой в настоящее испытание для нервной системы. Многочасовое стояние в пробке — привычное «занятие» для резидента Москвы, Лондона, Нью-Йорка или Пекина, что оставляет городскому жителю значительно меньше времени на работу и отдых — в дополнение к 8-часовому рабочему графику приходится добавлять еще 2-4 часа на путь до офиса и обратно.

Решить эту проблему помогут летающие такси от Airbus, проектированием и мелкосерийным производством которых займется структурное подразделение концерна под названием Urban Air Mobility. На первом этапе предполагается создать «чистое» аэротакси маленьких размеров, способное перемещаться только по воздуху с единственным пассажиром. Небольшие габариты транспорта обеспечивают достаточную мобильность и маневренность — площадкой для приземления для аэротакси может служить придомовая территория или свободный от машин участок автодороги. Принцип вызова летающего такси Airbus идентичен наземным «собратьям» — нуждающемуся в быстром средстве передвижения по городу в обход любых пробок потребителю потребуется лишь запустить специально созданное мобильное приложение на собственном смартфоне или планшете. Оно будет немного отличаться от услуг таксомотора Uber, превратившегося в крупнейшего поставщика услуги частного извоза в большинстве стран мира по причине повышенного удобства для потребителей — вместо телефонного звонка или регистрации на сайте заявки заказчику нужно лишь открыть в мобильном устройстве одноименное приложение, и нажать на кнопку «Вызов». Встроенный в гаджет датчик геолокации автоматически определит местоположение клиента, и направит к нему ближайшую свободную автомашину.

В отличие от Uber, приложение для летающего такси Airbus будет работать на основе принципа каршеринга (от английского carsharing), предполагающего возможность арендовать автомобиль на определенный срок с оплатой за фактическое время эксплуатации. Тарификация бывает как поминутной, так и почасовой или посуточной, при этом машина становится фактической собственностью клиента со всеми вытекающими последствиями. С аэротакси предполагается применять тот же принцип — каждый желающий закажет летающий таксомотор через Интернет, и будет управлять его перемещениями собственноручно, используя, что можно сегодня лишь предполагать, встроенную навигационную систему. Никаких навыков пилота, лицензии на право управления воздушным средством или водительского удостоверения пассажиру не потребуется — на расположенном в салоне навигационном приборе нужно будет лишь указать конечный пункт перелета. Этот принцип применяется в концептуальной разработке другого американского гиганта — интернет-корпорации Google, запустившей проект по созданию самоуправляемого авто. Четырехколесный «каб» полностью лишен органов управления, предоставляя клиентам возможность управлять таксомотором с помощью интегрированного навигатора — прокладкой оптимального маршрута и непосредственным управлением машины займется умная автоматика.

Согласно заявлению главы аэрокосмического департамента авиагиганта, первые тестовые полеты прототипа аэротакси Airbus состоятся в последних месяцах 2017 года, после чего начнется этап комплексных испытаний новинки с целью определения рентабельности запуска в массовое производство летающего одноместного такси. Впоследствии, если практические испытания покажут хорошие результаты, Urban Air Mobility начнет воплощать в металле и другие разработки, в частности, концептуальную модель гибрида автомобиля и вертолета — способность передвигаться по дорогам будет «соседствовать» с авиадвигателями и возможностью вертикального взлета и посадки. Эта модель, в отличие от одноместного таксомотора, сможет перевозить уже несколько человек, предлагая представителям корпоративного сегмента комфортный и невероятно быстрый способ перемещения в условиях густонаселенных городов. Главное отличие «авто-вертолета» от обычного вертолета — стоимость транспортного средства и объем эксплуатационных расходов. За счет применения экологически чистых видов энергии — в данном случае, электрической, компания-разработчик обещает добиться не только идеальной экологичности при использовании аэротакси, но и предельно допустимой дешевизны авиаперелетов. Достигнуть сегодняшней стоимости услуг наземного такси воздушным конечно не удастся, что автоматически сокращает круг потенциальных клиентов предлагающих их компаний, однако свою нишу, пусть и небольшую, этот вид воздушного транспорта обязательно займет. А чем на деле окажутся аэротакси для населения планеты — будущим для сферы перевозок или утопией с непосильной стоимостью транспортировки грузов и людей, потребительское сообщество узнает уже в самое ближайшее время.

Олег Нестеров