Продажа базовых станций сотовыми операторами: Путь в «бездну» или прогресс

Продажа базовых станций сотовыми операторами: Путь в «бездну» или прогресс

На днях стало известно о достижении договоренностей между компаниями «ВымпелКом» и «Русские башни» о продаже 13 тысяч вышек «Билайна».

Russian_Vimpelcom_Mobile_Operator_Sells_Infrastructure_Base_Stations_Improve_Business_Rise_PricesПоявление информации о запуске процедуры переоформления собственности на базовые станции «ВымпелКома», владеющего российским брендом «Билайн», спровоцировало бурные обсуждения дальнейшей судьбы представителя «Большой Тройки» мобильных операторов связи, вслед за которым продать ретранслирующее сотовое оборудование намереваются и другие участники рынка — «Мегафон» и «Теле2». Внешне весьма неожиданный и при этом анонсированный еще в 2015 году шаг похож на попытку крупного рыночного игрока избавиться от непрофильных активов, влекущих серьезные денежные убытки — процесс обслуживания расположенных на огромной территории станций требует серьезных финансовых затрат, которые пока лежат на плечах оператора. Именно так операцию по передаче активов новому владельцу комментируют представители экспертного сообщества и журналисты крупных информационных изданий, ссылающиеся на собственные источники внутри поставщика услуг связи — формальной целью распродажи вышек является необходимость «привлечения дополнительных средств для развития существующей инфраструктуры и ее модернизации» за счет вырученных избавлением «технического балласта» денег.

Чем на самом деле является затеянная сотовыми операторами продажа базовых станций — началом пути в «бездну», предполагающего банкротство столкнувшейся с серьезными финансовыми трудностями по причине выплаты крупного штрафа в пользу американского бюджета компании, или прогресс в деле модернизации структуры предприятия в рамках оптимизации бизнеса? Напомним, что ранее в отношении зарубежной структуры «ВымпелКом» власти Соединенных Штатов Америки завели административное дело по подозрению в коррупции и отмывании денег в ходе осуществления коммерческой деятельности предприятия на территории Узбекистана. Возбуждение антикоррупционного судебного производства спровоцировало резкий обвал акций «Билайна» на фондовой бирже в Нью-Йорке, которые значительно потеряли в цене, провалившись до минимальных за всю историю нахождения ценных бумаг компании на IPO значений. В феврале 2016 года руководству Vimpelcom удалось подписать с заокеанским регулятором в лице Комиссии по ценным бумагам и биржам выгодное соглашение о досудебном урегулировании вопроса, согласно которому оператор обязался выплатить $795 млн в виде штрафа, куда включен и возврат полученных в результате противоправных действий доходов от заключенных с нарушениями законодательных норм сделок.

История с выплатой «Билайном» штрафа в рамках коррупционного скандала примечательна адресатами, получившими штрафные выплаты — половину суммы «проштрафившийся» игрок перечислил правительству Нидерландов, $230 млн — Министерству юстиции Америки, а оставшиеся $167,5 млн в пользу американского контролера. В предстоящие убытки «ВымпелКом» указанную сумму записал еще в отчетность 2015 года, выделив на урегулирование конфликта с заокеанскими законодателями $900 млн, что автоматически сформировало огромную «дыру» в бюджете коммерческой структуры. Для решения экономических проблем администрация мобильного оператора прибегла к традиционным методам компенсации убытков — последовавшая за выплатой штрафа оптимизация привела к увольнению тысяч сотрудников и выделению Службы технической поддержки в работающую на принципах аутсорсинга основу. Вслед за сокращением персонала компания задумалась о дальнейших мерах по улучшению финансовой ситуации, чем, по версии руководства, и должна стать продажа «непрофильного» актива — части действующих сотовых вышек стороннему бизнесу, способному обеспечить бесперебойное функционирование базовых станций в автономном режиме. Главным условием при поиске потенциальных покупателей оставалось заключение договора аренды вышек с «ВымпелКомом», чье оборудование остается работать на проданных установках в интересах бывшего владельца.

С экономической точки зрения такой шаг становится вполне обоснованной попыткой оптимизировать расходную часть бюджета, сняв «балласт» в виде постоянно нуждающихся в дополнительных денежных вливаниях вышек — обслуживание последних требует содержания технической аварийной службы, отслеживающей работу станций, и расходование средств на периодическую дозаправку дизельгенераторов, установленных для подачи электропитания на ретрансляторы. Эти обязанности после продажи 13 тысяч станций «Билайн» лягут на плечи «Русских вышек», согласившихся выкупить «билайновский балласт» за внушительные $700 млн. Закрыть согласованную сделку стороны рассчитывают до конца первого квартала 2017 года, после чего в отчетности «ВымпелКома» наконец появятся положительные цифры финансовой отчетности после провального 2015 года. Вслед за «желто-полосатым» оператором к реализации финансово выгодного шага — продаже части вышек стороннему оператору, рассчитывают приступить и остальные участники сотового рынка в России — о намерениях избавиться от убыточного «придатка» два года назад заявили «Мегафон» и принадлежащий шведскому бренду «Теле2», при этом «Мобильные ТелеСистемы» предварительно объявили о намерении оставить имеющиеся базовые станции МТС в единоличном пользовании.

Плюсы от таких сделок для рядовых обывателей, пользующихся услугами вышеупомянутых компаний, есть, причем речь идет о существенных преимуществах для абонентов. Если приступившая к приобретению мобильных вышек «Билайна» компания сделает аналогичный шаг и в отношении двух других операторов, обладающих бело-зеленым и черным логотипами, то все три участника сотового российского рынка получат практически неограниченный доступ к станциям конкурентов — новый владелец предложит партнерам разместить свое оборудование на «чужих» мачтах. Это обеспечит резкое расширение зоны охвата ретранслирующей аппаратуры у всех продавцов, которые за счет получения серьезных инвестиций после избавления от «балластов» займутся решением первоочередных задач — улучшением качества обслуживания и наращиванием клиентской базы. Сюда входит и кампания по закупке современной аппаратуры для развертывания сетей последнего поколения 5G, а также приобретение на вторичном рынке распродаваемого западными операторами оборудования для 4G-сетей. Монтаж закупленных ретрансляторов 4G и 5G-сетей на «новых» вышках, ранее принадлежавших компаниям-конкурентам, улучшит ситуацию с территориальным охватом, и позволит расширить предложение для абонентов.

Однако есть у предпринятого «Билайном» шага и оборотная сторона медали — ряд экспертов в области финансов высказал предположение о попытке «операторского картеля» в составе перечисленных выше предприятий реализовать план по искусственному завышению стоимости мобильных услуг за счет возросшей статьи расходов на обслуживание ретранслирующих установок. Картельный сговор с приобретателем базовых станций в лице «Русских вышек» об установлении взаимовыгодной для сторон арендной цены позволит операторам без нарушения антимонопольного законодательства приступить к удорожанию тарифов на услуги сотовой связи на основании выставленных сторонней фирмой счетов за аренду десятков тысяч станций. Если последняя окажется выше ожиданий, а то и вовсе начнет повышаться каждый квартал или даже месяц, то применить меры административного взыскания и надзора Антимонопольный комитет России по отношению к стремящимся улучшить свои финансовые портфели компаниям попросту не сможет — задачей любого бизнесмена является извлечение максимальной прибыли из осуществляемой на рынке экономической деятельности, чем под «благовидным предлогом» и займется новый владелец распродаваемого имущества.

Александра Серова